Дамба

В моей юности для нас пацанов с улицы Школьная, Вокзального переулка было два заветных местах на Волчине, чтобы порыбачить. Это плотина, мы называли ее также мельницей или турбиной. От нее сейчас остались только торчащие сваи. И ныне к этому месту на Марьиной роще любят приезжать отдыхающие и постоять под струями воды природной джакузи. Хоть плотина давно разрушена, но даже то, что осталось, создает быстрое течение и купаться здесь интересно. Правда, место это знают далеко не все жители районного центра.

Второе место — деревянный мост, в обиходе мы его называли иногда «деревяшкой». Куда сегодня пойдем? А давайте к деревянному… Рыбы в этих местах было очень много. Удочки и спиннинги были достаточно примитивными, не то, что сейчас. Но без добычи с реки мы никогда не уходили. Здесь же купались, грелись на горячем песке. Каждый день, все лето.

Деревянный мост стоял метров на 200 выше по течению по сравнению с нынешним железобетонным мостом. Его каждую весну разбирали, чтобы не снесло льдинами в половодье. А когда вода спадала, вновь возводили. Причем, делали все это очень быстро, буквально за несколько дней. Дамбы к деревянному мосту не было, и когда весной разливалась Волчина, вода промывала всю Марьину рощу. Это благотворно влияло на экологию территории. Не было заболачивания, в заводи заходила рыба. Небольшие заводухи, которые летом не соединялись с рекой, мы любили мутить и руками ловили щурят, которые высовывали головы, чтобы подышать. Мелочь выпускали в речку, а крупных, конечно, брали себе. Это была увлекательнейшая рыбалка. Правда, ползали мы по колено в мутной воде, а то и выше, и все лето не могли избавиться от цыпок. Не знаю, знакома ли нынешняя молодежь с цыпками, наверное, нет. Ноги в порезах, раздражениях, чесались, но мы не обращали на это внимание. Такая в то время была у нас летняя жизнь.

Но годы шли, и в 70-х решено было построить бетонный мост по всем правилам мостостроения. И первым делом подняли дамбу, по которой сейчас мы ходим и заезжают автомобили на мост. Чтобы в половодье вода не заливала дамбу, под ней проложили несколько труб. Все, как положено. Появился надежный современный мост, который не надо было каждый год разбирать и собирать. Но вот природа на это событие отреагировала по-своему. Ей это не понравилось. Сразу обмелела «старуха» — старое русло реки Волчина, по которому на моей памяти еще ходили небольшие катера во время разлива». «Старуха» начиналась от железнодорожного моста, огибала остров и вновь соединялась с рекой в районе плотины. В месте соединения была большая заводь, которую облюбовали караси. Их там было очень много, но клевать они не хотели. Ну, что греха таить, в молодости здесь мы баловались бреднем, и караси, конечно, попадались. Мы их ловили каждый год после нереста, но без фанатизма, скорее ради удовольствия, и они никогда не переводились. Сейчас заводь высохла, пропали и караси.

А еще из-за дамбы изменилось русло Волчины в районе еще одного острова, ниже по течению от моста метров на 500. Раньше большое русло огибало остров справа, чуть меньшее — слева. Река как бы раздваивалась. И вдруг, за очень небольшое время, правое русло пересохло. И осталась только его левая часть. И острова фактически не стало. Все эти изменения произошли в течение каких-то 40 лет. Конечно, и разрушенная плотина внесла свой вклад в изменение реки, не говоря уже об очистных сооружениях.

20 июля мы отпраздновали 90-летие Максатихинского района. Серьезная дата и очень хорошо, что историю свою не забываем. Наверное, не надо забывать и о том, что вмешательство человека в природу порой приносит печальные результаты. И делать это надо аккуратно, чтобы история родных мест не осталась только в воспоминаниях.

Е. ОЗЕРОВ.

Дата публикации: 24 июля, 2019



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x