Свой профессиональный праздник логопеды всего мира ежегодно празднуют 14 ноября. Логопед Вера Михайловна Соколова пятый год отмечает его трудовыми буднями в родной Максатихинской школе № 1, куда она, спустя много лет после ее окончания, вернулась высокопрофессиональным специалистом, за плечами которого имеется богатый опыт работы с детьми в области дефектологии. На сегодняшний день Вера Михайловна помогает школьникам избавляться от комплексов, вызванных неправильной речью и неумением полноценно общаться с окружающими.

В логопедию Веру Михайловну привело желание получить интересную и необычную профессию. А на выбор именно педагогической стези повлияли ее любимые педагоги — учитель русского языка и литературы Г.И. Иванова и учитель физики В.Б. Розов.

Полученные знания в школе помогли ей с легкостью пройти вступительные экзамены в Мурманский институт на специальность «Педагогика и дошкольная психология». А после его окончания поступить в Московский педагогический университет им. А. М. Шолохова на специальность «Дефектология».

— Мне повезло, — рассказывает Вера Михайловна, — моими преподавателями были звезды логопедии Т.Б. Филичева, Т.Г. Визель, В.К. Воробьева, И.И. Ермакова, Е.Н. Мастюкова. Они помогли мне сформировать главные качества специалиста: «Все видеть, все слышать и все время думать, думать, думать…».

Пригодились в профессии Вере Михайловне такие качества характера, как целеустремленность, коммуникабельность, наблюдательность и доброжелательность. По словам коллег, не занимать Вере Михайловне и терпения, которым, к слову, должен обладать каждый высокопрофессиональный логопед. Поскольку из раза в раз представителям этой профессии в спокойной манере приходится выполнять с ребенком одни и те же упражнения. И зачастую не с самыми усидчивыми детьми. Но Вера Михайловна принимает издержки своей профессии как данность, ведь движет ею любовь к своему непростому ремеслу и детям.

Вера Михайловна никогда не искала легких путей для своего профессионального роста. Реализовать себя в профессии она стремилась с «особенными» детками, работа с которыми требовала немало душевных и физических сил. Много лет она проработала на группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Даже малейшие сдвиги в работе с такими детьми расценивались ею как победа. Именно такие моменты доставляли В.М. Соколовой огромное удовольствие. Продуктивными в плане работы стали годы, отработанные в Центре психолого-медико-педагогического сопровождения в составе центральной комиссии (ЦПМПК) Министерства образования Мурманской области.

— Специалисты нашего Центра, — рассказывает Вера Михайловна, — сопровождали детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Здесь я узнала, что такое детская инвалидность. Привыкнуть к этому невозможно. Я всегда восхищалась мужеством и упорством мам «особенных» детей. О них я думала 24 часа в сутки. Порой не спала ночами, размышляя о том, как им помочь.

В результате долгие размышления в совокупности с богатой практикой дали свои плоды. В скором времени на базе Центра она и ее коллеги совместными усилиями создали пилотную экспериментальную площадку по инклюзивному обучению. На тот момент она была одной из первых в России. В ее рамках были разработаны региональные программы по обучению детей с ОВЗ. А также авторская программа для неговорящих детей «Слышу, понимаю, говорю», создателем которой стала Вера Михайловна. На Всероссийском конкурсе методических пособий для детей с ОВЗ она заняла второе место.

…Сегодня Вера Михайловна гордится тем, что трудится в стенах Максатихинской школы. Но особую радость ей доставляют успехи детей, обратившихся к ней за помощью.

В. Быкова.