vihod-v-kosmos-1

75 лет назад увидела свет книга Рувима Фраермана «Дикая собака Динго». А что сегодня читают подростки на самую трепетную тему?

Так повелось, что свои юбилеи книги справляют тихо. Вот и «Дикую собаку Динго, или Повесть о первой любви» благодарно вспомнили прежде всего те, кто взрослел в послевоенные годы. Книга была нацелена на подростков, разговаривала с ними мягким, лиричным языком, без привычного в те годы пафоса.

Повесть бережно рассказывала о красоте и бескорыстии первого чувства. И хотя она вошла в золотой фонд детской советской литературы, было в ней что-то не очень «советское», начиная от самого названия и кончая лаконичным текстом, включающим воображение. В начале шестидесятых повесть талантливо экранизировали, и с тех пор мы представляем ее героев по кинокадрам, навсегда запомнив в роли Тани молодую Галину Польских.

Эта книга сегодня есть в любой библиотеке, но она давно уже не самая читаемая. Если спросить библиотекарей: почему, то ответ будет примерно такой: «Время изменилось, дети изменились, книги стареют, как и люди». И это правда.

Ну а что читают современные подростки о первой любви? Девочкам тут повезло больше. В библиотеках можно увидеть целую серию «Большая книга романов для девочек». Авторы этой серии Вадим Селин, Светлана Лубенец, Юлия Фомина, Елена Усачева предлагают для будущих женщин и мам небольшие жизненные истории, в которых чувства проходят первые испытания. Все наглядно и по возрасту. Здесь же моделируются ситуации, когда нужно найти правильное решение и справиться с постигшим разочарованием без особых для себя потерь. Что-то вроде художественного учебного пособия, в чем, наверное, нет ничего плохого. Но хотелось бы большего.

vihod-v-kosmos-3

Как показывает опыт, мальчиков-подростков подобные истории-отношения не сильно занимают. Им интересны книги с более закрученным сюжетом, элементами фантастики и детектива. Если там будет «любовь», хорошо, если — нет, тоже нормально. Поэтому писательница Тамара Крюкова со своими тайнами и сюжетными поворотами для них предпочтительней, как и Екатерина Вильмонт с неожиданными ситуациями по ходу действия. Юным читателям до сих пор нравится повесть-драма Галины Щербаковой «Роман и Юлька», снятый по ней фильм называется «Вам и не снилось». Там есть острота переживаний, когда любовь берет юных героев на излом. Проверен временем и до сих пор не «скучает» в библиотеках роман Вениамина Каверина «Два капитана». Там все развивается на фоне столкновений характеров и драматических событий, овеянных тайной, исследуются героизм и подлость. Дай Бог, чтобы к подросткам, девочкам и мальчикам, пришла современная книга такой же наполненности. В библиотеках ее ждут.

Тема первой любви. Что в ней сегодня «не так»? Почему «Алые паруса» Грина подросток согласен прочитать по школьному списку, но добровольно его рука тянется к дешевым фэнтези, которым до Грина бесконечно далеко? Почему так трудно читается тургеневская классика: «Первая любовь» и «Ася»? О «Дикой собаке Динго» я говорила с семиклассником Толей. Он — мальчик книжный и эту повесть прочел. Но в ее оценке замялся: «Мне было, что ли, не очень интересно, там мало чего происходит, и нет счастливого конца».

Действительно, в этой повести нет определенности, ее нужно додумывать. Там в конце — многоточие безответной любви. И вот интересный поворот. Книги, пожившие свое, всегда были окутаны ореолом роковой неразделенной любви. В искусстве это красивая, хотя и грустная тема (одна «Русалочка» Андерсена чего стоит!).

Но на взгляд современных психологов, сегодня мы по-иному относимся к неразделенной любви. Не так возвышаем ее, как раньше. Она перестает быть объектом мелодрамы, вызывает меньшее умиление. В ходу цитата, которую многие записали себе в блокноты: «Не трать время на того, кто не желает провести его с тобой». Просто и ясно. И в романах для девочек говорится: «Если он от тебя отвернулся, не унижайся, не бегай за ним. Это не твой мальчик. Обрати внимание на того, кому ты интересна». Страдать в любви? Это неразумно и расточительно. Это непрагматично.

Кстати, о прагматичности. С удивлением прочитала о том, что в Китае в учебнике родного языка для девятиклассников есть раздел «Любовь как песня», который содержит поэму Пушкина и «Письмо к дочери» известного педагога Сухомлинского. Чего там нет, так это шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». По версии тамошних педагогов, это произведение опасно для неокрепших умов. А как же искусство? Оно потом. Вначале надо позаботиться о воспитании чувств, разумеется, проверенными педагогическими методами.

Понятно, почему педагоги Поднебесной так охотно цитируют Сухомлинского. Он говорит с дочерью, своевременно и не сюсюкая, о самом главном: «Сегодня тебе 14 лет, ты переступаешь ту черту, за которой рождается женщина. Ты спрашиваешь: „Отец, что такое любовь?“ Мое сердце учащенно бьется при мысли о том, что я говорю сегодня уже не с маленьким ребенком. Будь же счастлива, переступив эту черту. А счастлива ты будешь тогда, когда будешь мудрой». Такой разговор самых близких людей полезен в любой стране. Но часто ли он происходит?

Как хочется сегодня оградить подростков от некоторых опасных тем, включая насилие и порнографию. Правда, мир таков, что сделать это сейчас очень сложно, учитывая, что до сих пор мутным потоком льется с экранов телевизора и компьютера. И это уже при вступившем в силу Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»!

Сегодня поступающие в библиотеку книги тоже, как и передачи, имеют знак маркировки, сообщающий, для какого возраста они предназначены. Но есть вопросы. Скажем, целомудренную «Джейн Эйр» почему-то теперь разрешают читать с шестнадцати лет. А мне, предположим, только четырнадцать, и я очень хочу взять именно эту книгу. Так мне что, ее не дадут? А как хорошо растущей девочке прочитать там страстный, полный внутреннего достоинства монолог Джейн, обращенный к возлюбленному, где она говорит очень важные для женского самосознания слова.

kinopoisk.ru

Критерии, по которым книги попадают теперь во взрослый или детский абонемент, все-таки недостаточно понятны. Например, снимаю со взрослой полки томик Макса Ярского «В кого влюбляются парни?» с разрешением 16+. Там ничего запретного, «неприличного» нет, зато есть остроумный взгляд молодого человека на заявленную тему. Для девчонок это интересно, причем, как мне кажется, и для тех, кому еще не исполнилось шестнадцати. Курсивом выделяются цитаты, которые стоит прочитать. Вот одна из них: «Если хочешь понять истинную цену чувства к тебе, представь, что вы оба глухонемые. И оцени все его поступки по отношению к тебе, ведь волшебства красивых, но часто пустых слов и обещаний уже не будет. Только поступки говорят о человеке».

Я просто пытаюсь посмотреть на детские библиотечные полки глазами пытливого подростка, которому еще рано брать «взрослые» книги. Это возможно только с шестнадцати лет. Ну и сколько он может в «детстве» попастись? А рядом, буквально в двух шагах, — фантастические повести, рассказы о путешествиях, детективы, мемуары, разные жизненные истории. Наши же библиотечные помещения в большинстве своем очень тесные. Во взрослый мир невольно будешь косить взглядом. Но нельзя! Не дорос еще. Кто-то сверху посоветовал развести детский и взрослый абонемент на сто метров друг от друга. Библиотекари российской глубинки, наверное, только тихо вздохнули.

Считается, что наши подростки сегодня опережают в развитии своих сверстников середины прошлого века. Поток информации, который на них обрушивается, действительно велик. И в этом потоке полно «запретных тем». Представим обычную ситуацию: вся семья в три часа дня смотрит по телевизору художественный фильм, где есть откровенная постельная сцена. Как себя вести? Не будешь же выключать телевизор. И в то же время книга талантливого писателя, рассказывающего о внутреннем мире молодого человека, заворачивается на взрослую полку только потому, что там есть строчки про поцелуй. Где же логика?

А тема первой любви всегда будет благодарно встречаться читателем, особенно растущим. Ведь каждый знаком с этим неповторимым чувством. Такая книга нужна еще и для того, чтобы сверить то, что переживаешь сам, с чувствами героя. Как правило, это все глубоко внутри. Между тем психологи утверждают, что любовь в подростковом возрасте встречается крайне редко, поскольку «физиологическое взросление наступает быстрее интеллектуального ожидания любви». Мне кажется, с этим можно поспорить. И литература спорит! Не зря книги о первой любви справляют свои юбилеи.

Недавно артист Леонид Куравлев признался журналистам, что был необычайно счастлив в любви. А когда его драгоценная женщина покинула этот свет, жизнь для него разделилась на две половины: до и после. В этом интервью он с высоты своих лет сказал: «Что такое любовь? Это достояние душ».

Так вот, первая любовь, пусть необычайно яркая, волнующая, еще, конечно же, не достояние. Достояние души — это то, что накапливается в течение жизни и поддерживает любовь неугасающей. Талантливая книга способна помочь этому накоплению. И хорошо, когда она не одна. Так что подросток, приходящий в библиотеку, находится в начале своего пути обретения культуры чувств. И где-то там, на полке, снизу вверх или сверху вниз, пусть смотрит на него «Дикая собака Динго».

Татьяна МАРКОВА