В Законодательное Собрание области поступил проект областного бюджета на будущий год. В отличие от бюджета — 2008 нынешний главный финансовый документ региона выглядит очень неоднозначно.

С 2009 года предложено отменить дотацию районам на приобретение твердых и жидких видов топлива (угля и мазута). Ту самую дотацию, которая существовала всегда — даже в самые мрачные годы прошлого десятилетия, когда по полгода задерживалась зарплата и ежедневно отключался свет. И даже в те годы коммунальное хозяйство сохранилось, а люди ни в одном районе не остались без тепла.

Если топливную дотацию сегодня отменят — нас ждет социальный взрыв в двух десятках районов нашей области. И это в наше, вполне благополучное время. В нашем, вполне благополучном регионе.

Начну с тарифов на отопление для граждан. Ведь в чем состоял главный смысл дотации на топливо? Именно в том, чтобы покрывать часть затрат, связанных с отоплением жилья углем и мазутом (которые на порядок выше, чем в газовых котельных, по объективным причинам) и не перекладывать эти затраты на людей, вся «вина» которых состоит только в том, что в их город или поселок не успели провести природный газ. Таким образом, происходило выравнивание коммунальных тарифов для населения по всей территории области. И если мы говорим о равенстве наших граждан и социальной справедливости — такой подход был не просто правильный, а единственно возможный.

С нового года, по идее разработчиков областного бюджета — 2009, все население будет оплачивать полную стоимость всех коммунальных услуг — как она сложилась в каждом конкретном муниципальном образовании.

Например, в нашем, «угольном» районе платежи за отопление вырастут в 3,38 раза и составят боле 40 рублей за квадратный метр. Еще выше будет рост тарифов в «мазутных» районах — как, например, Андреапольский, Нелидовский, Западнодвинский, Торопецкий, Максатихинский… Там за метр отапливаемой площади придется платить более 60 рублей (рост в четыре-пять раз). Для сравнения — в газифицированных Твери или Ржеве эти тарифы и после нового года будут в районе 20 рублей за метр. Как говорится, почувствуйте разницу.

В упомянутых мною «мазутных» районах за 3-комнатную квартиру платить будут около 6 тысяч. А если точнее, не будут платить вообще. Потому что нечем. Средние доходы у жителей сельских районов почти такие же, как предлагаемый уровень платежей за услуги. И почему, получая в 2-3 раза меньше, чем в Твери, наши люди должны платить за отопление в 3-4 раза больше? Авторы «идеи» говорят, что вместо топливных дотаций будут выплачиваться адресные субсидии, и никто не пострадает. Но это очень далеко от реальности.

Наконец, не надо забывать, что люди сначала платят за коммунальные услуги, а уже потом получают субсидию. Это еще один, очень важный момент. Я не сомневаюсь, что при таких тарифах возникнут массовые неплатежи граждан (в том числе среди законопослушной части населения, не имеющей возмож¬ности при зарплате или пенсии четыре тысячи рублей оплачивать такую же сумму за отопление). И, в соответствии с законом, лица, имеющие задолженность по коммунальным платежам, теряют право на получение субсидий. Вот такая обстановка, если коротко. Потому я и утверждаю с полной ответственностью, что перенос средств с государственной поддержки ЖКХ на увеличение выплаты субсидий в значительной степени произошел только на бумаге. В жизни все будет совсем не гладко. Эта мера не является и не может являться решением проблемы социальной защищенности наших земляков.

А самое страшное — при таком запредельном росте тарифов начнется вымерзание наших дальних районов. И начнется оно уже в этом отопительном сезоне.

И что делать? МЧС вызывать? Про следующий отопительный сезон, 2009-2010, я уже молчу. Даже у тех немногих районов, кто как-то протянет до весны, нет никаких шансов начать отопительный сезон следующей осенью. К тому времени, кроме проблем с топливом и массового недовольства тарифами, у предприятий ЖКХ (в том числе тех, кто сегодня как-то держится на плаву) из-за массовых неплатежей начнутся серьезные финансовые проблемы — в том числе с зарплатой и налогами. Дальше неизбежно пойдет волна банкротств.

Вот так, из-за непродуманного решения, произойдет системное разрушение жилищно-коммунального хозяйства в половине районов нашей области, где живет примерно четверть населения.
Я направил в ЗС поправку, внесенную мною в порядке законодательной инициативы. В поправке предложено сохранить дотацию на топливо в размере 308 миллионов рублей. На фоне расходной части областного бюджета 38 миллиардов — сумма просто смешная, меньше одного процента от бюджета. Хотя я прекрасно понимаю, что сумма должна быть другая — только с начала года мазут подорожал в полтора раза, а уголь почти в два.

Сейчас нужно предметное и конструктивное обсуждение этой острейшей для региона проблемы. А лучше всего было бы такое обсуждение начать пару месяцев назад, до внесения бюджета. Но его не было.

Политические последствия такой «революции» вполне ожидаемы. Понятно, что жители скажут «большое человеческое спасибо» всем властям вместе взятым. В какой форме это будет, цивилизованно или нет — предсказывать не берусь. Произойдет стремительная дестабилизация обстановки. Понятно, что самыми первыми окажутся в роли «крайних» те, кто ближе всего — местные главы.

Вся эта история самым негативным образом скажется и на авторитете региональной власти, на авторитете партии «Единая Россия». Хотя совершенно очевидно, что ни губернатор, ни «ЕР» к этому никакого отношения не имеют. И они, прежде всего, заинтересованы в сохранении стабильности во всей области и в каждом из районов, что, согласитесь, при такой «шоковой терапии» невозможно.
Все мы знаем, как много делает Дмитрий Вадимович Зеленин для улучшения жизни всего населения области. И действительно, за пять лет есть очень серьезные результаты, которые являются личной заслугой руководителя нашего региона. У меня нет ни малейшего сомнения, что топливную дотацию из бюджета убрали по-тихому, за спиной у губернатора. Но ведь рядовой избиратель не знает фамилии всех чиновников с Советской площади. В его глазах власть (любая) представлена персонально, первым лицом, которого знает каждый. Ну и подумали бы авторы этой «революционной» идеи — какую услугу для региональной власти они оказывают.

В этой статье я ни в коем случае не ставлю своей целью критиковать кого-либо. Цель другая. Я всего лишь хочу таким способом помочь региональной власти избежать серьезной ошибки. Это попытка начать диалог по проблеме, которая волнует очень многих жителей нашей области.

Олег Дубов,

глава Оленинского района