Иван Филиппович Образцов

В советские времена имя академика Ивана Филипповича Образцова знали почти все. Ещё бы: многолетний ректор Московского авиационного института, директор Института прикладной механики академии наук СССР, министр высшего и среднего специального образования, председатель Правления общества «Знание» РСФСР, затем президент общества «Знание» России, лауреат Ленинской и Государственной премий, депутат Верховного Совета РСФСР. Награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак почета», Отечественной войны II степени и 17 медалями. Хорошо знали и гордились им и максатихинцы. Ведь он наш земляк.

Иван Филиппович Образцов родился 28 июля 1920 года в простой крестьянской семье в деревне Быки Максатихинского района Калининской, ныне Тверской, области. Пошел в первый класс в сельской школе, затем учился в Максатихинской средней школе № 1.

По воспоминаниям родных, по характеру Иван Филиппович был настойчивый, упорный ребенок, любил добиваться всего сам. Любознательный, он не раз в детские годы разбирал игрушки, портил вещи, пытаясь добраться до сути, как они сделаны. В школе был всегда активным, отзывчивым, участвовал в общественной жизни, занимался в кружках самодеятельности. Очень любил музыку. Он попросил отца купить ему скрипку, сам научился на ней играть. Считается, что научиться играть на скрипке очень сложно. Только люди с абсолютным слухом могут это сделать. Юноша не только в совершенстве освоил игру на скрипке, но так же легко мог играть на струнных инструментах — мандолине, балалайке, на духовых инструментах. Играл в школьном духовом оркестре под управлением В.Н. Мельникова. Приезжая в родную Максатиху, уже будучи известным академиком, не раз приходил в парк и играл с поселковым оркестром, вкладывая в игру всю свою душу и любовь к родной стороне.

Закончив в 18 лет школу, И.Ф. Образцов уезжает из родных мест в Ленинград. Он вспоминал: «Я собрал деревянный чемоданчик, отец проводил меня на станцию, и, прощаясь, сказал только: «Ну, смотри. И не забывай родную деревню!». Так началась моя самостоятельная жизнь». Поступил в Ленинградский авиационный институт. Небольшой стипендии, конечно, на жизнь не хватало. Поэтому уже со второго курса он начал подрабатывать на первом Ленинградском авторемонтном заводе, где приобрел специальности жестянщика, слесаря и сварщика. Полученный практический опыт пригодился в его дальнейших научных разработках. Собранному и целеустремленному юноше работа не мешала получать отличные знания и заниматься творческой работой. Он все успевал. Даже учиться на вечернем отделении дирижерского факультета. Прагматик и лирик, технарь и романтик. Такие, кажется, абсолютные противоположности слились в этом человеке в одно целое.

Учебу и планы на будущее прервала начавшаяся Великая Отечественная война. В первые же дни Иван Образцов со своими друзьями записались добровольцами в 68-й истребительный батальон. Наравне со всеми ходил в разведку, одним словом, воевал. Но Правительство страны приняло решение отозвать студентов авиационного института для продолжения учебы. Фронту не хватало современной, боеспособной авиации, а значит и специалистов, способных ее создать. Правда, в стенах родного института удалось проучиться немного. Началась блокада Ленинграда. Истощенные голодом студенты не просто учились. Под покровом ночи ходили на передовую, демонтировали подбитые немецкие танки, извлекали двигатели, в мастерских ремонтировали их для установки на советские танки. Даже у молодых ребят силы иссякли и полуживых студентов «дорогой жизни» отправили в Казахстан, где их подлечили и направили доучиваться в Московский авиационный институт. Окончив МАИ в военном 1944-м году, И. Ф. Образцов остался верен этому вузу на всю жизнь. За выдающиеся успехи еще студентом его назначили помощником декана. В 1949 году он защитил кандидатскую диссертацию. А в 1957 году — докторскую. В течение 14 лет, с 1958 по 1972 год, И.Ф. Образцов был ректором Московского авиационного института. В Максатихе о нём ходили легенды. И в наши дни от старшего поколения можно услышать историю, что ректор МАИ академик Образцов провёл через Учёный совет вуза решение о том, что ежегодно в Московский авиационный институт должны принимать несколько выпускников школ Максатихинского района. На самом деле авторитет И.Ф. Образцова в Максатихе был столь велик, что многие ребята стремились повторить его путь, и поступали учиться именно в МАИ. Ребят, в том числе и максатихинцев, учившихся в старших классах на заочных курсах МАИ, и зачисляли на первый курс института. Так что ничего нелегального в этом не было. За несколько десятилетий немало максатихинцев стали видными специалистами авиационной и космической отраслей, ядерной физики, многих направлений «оборонки». Память о ректоре И.Ф. Образцове чтится в МАИ. 14 октября 2009 года в торжественной обстановке на главном здании была открыта мемориальная доска его памяти. Президент Клуба выпускников МАИ Б.В. Елагин сказал на церемонии, что академик Образцов «оставил гигантский след» в истории вуза.

В 1966 году И.Ф. Образцов был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1974 году пополнил ряды академиков. С 1972 по 1990 год Иван Федорович возглавлял Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР. Именно он способствовал внедрению в учебный процесс технических вузов фундаментальных наук, вычислительной и компьютерной техники. Именно в это время резко увеличился объем научных исследований, расширились научно-технические базы вузов. Огромен вклад Ивана Филипповича в становление Калининского (ныне Тверского) государственного университета. Он стал министром образования на следующий год после преобразования Калининского пединститута в университет и делал всё возможное для укрепления материальной и кадровой базы нового вуза. Делал это и как министр, и как человек земли Тверской.

В 1990 г. И. Ф. Образцов перешел на работу в Российскую Академию наук и возглавил институт прикладной механики. Многие разработки академика относились к космической сфере. Под его руководствам велись исследования по ряду важнейших фундаментальных проблем на базе компьютерного моделирования и нанотехнологий, направленные на повышение обороноспособности страны. В течение последних десятилетий своей жизни И.Ф. Образцов активно занимался исследованиями прочности конструкций летательных аппаратов из композиционных материалов. Но есть проект И.Ф. Образцова, о котором неоднократно упоминалось в прессе. Известно, что вывести на орбиту космический корабль — удовольствие дорогое. Килограмм груза даже на удалении от Земли в 200 километров влетает в копеечку: от 2 тысяч долларов (одноразовые спутники) до 20 тысяч («Шаттл»). Запуск спутников на высокие орбиты, а тем более к другим планетам, обходится в астрономические суммы. И. Ф. Образцов спроектировал гигантский многоразовый космоплан, где стоимость килограмма груза объёмом от 10 до 40 тонн может составить всего 150–200 долларов. Разработаны различные туристические варианты космоплана, позволяющие с комфортом перемещать от 6 до 1000 пассажиров на огромные расстояния на высоте около 100 км с максимальной скоростью 30 тыс. км/ч. При этом перегрузки во время такого полета будут незначительны, примерно такие же, как во время поездки в скоростном лифте. Например, за час такой космоплан способен доставить из Москвы в Нью-Йорк 600 пассажиров. «В 21 веке пора взлетать в космос и, возвращаясь, садиться по — самолетному, а не использовать дорогостоящие одноразовые ракеты прошлого века», — говорил И.Ф. Образцов. По такому пути сейчас и развивается космонавтика.

И.Ф. Образцов ушёл из жизни в последний день зимы 2005 года. Он нежно любил свою «малую родину», и пронес эту любовь через всю жизнь. На стене его кабинета всегда висела большая цветная фотография Светлого ручья одного из красивейших мест на реке Мологе. Приезжал И.Ф. Образцов в Максатиху при первой возможности. Он верил в нашу молодежь, верил в будущее, верил в людей. «Нет в природе силы большей, чем человек. Ничем невозможно сломить человека, если он — Человек», — считал И.Ф. Образцов.

В. Русакова

На снимке: В.Г.Веретенников — проректор МАИ (слева), И.Ф. Образцов (в центре), О.М. Алифанов — декан аэрокосмического Факультета МАИ (справа)