…Начало П квартала. Финансовая ситуация в районе крайне неблагополучная. Доходная часть бюджета меньше уровня 2008 года на 8 млн.рублей. Прогноз роста доходов – всего лишь 2 млн.руб. Недополучено из доходных источников 24,8 млн.руб. Кредиторская задолженность бюджетным учреждениям на 1 апреля составляла 9,3 млн.руб. в т.ч. за коммунальные услуги – 2,6 млн.руб., налоги бюджетных учреждений – 2,4 млн.руб. Рост инфляции и, как результат, снижение социальных обязательств, принятых ранее.

Располагая лишь собственными и, кстати, крайне незначительными, доходами, под угрозу была поставлена своевременность выплаты зарплаты, оплата коммунальных услуг, связи, питание детей в дошкольных и школьных учреждениях, приобретение медикаментов, горюче-смазочных материалов, было приостановлено финансирование муниципальных целевых программ и участие в инвестиционных проектах на условиях софинансирования. Разрыв между расходами бюджета и возможностями получения дохода на 1 мая составил 20,4 млн.рублей. Кредиты за апрель-июнь возросли на 4,2 млн.руб.

Нам пришлось обратиться в департамент финансов администрации района для получения бюджетного кредита, чтобы покрыть кассовый разрыв. В соответствии с программой заимствований мы получили 15 млн.руб. Это позволило своевременно выплатить заработную плату работникам бюджетных организаций, погасить долги за коммунальные услуги, по налогам, направить часть средств на подготовку к зиме. Кроме того, было профинансировано открытие двух ясельных групп в детском саду № 2.

Очень важно и то, что решился вопрос о выделении персональных надбавок врачам центральной больницы, а также на установку противопожарной сигнализации. В наших планах приобрести в лизинг скорую помощь для ЦРБ, автопарк которой уже устарел.

Подготовка к осенне-зимнему периоду – важнейшая составляющая деятельности. На эти мероприятия предусмотрены дополнительные средства в размере 4,9 млн.руб., а также на отопление бюджетных учреждений – 3,1 млн.руб., на приобретение дров – 350 т.руб., на ремонт котельных Каменскому и Малышевскому сельским поселениям – 150 т.руб. В целом бюджет профинансировал данное мероприятие в размере 3,5 млн.руб. Администрацией района проавансированы коммунальные услуги по подготовке котельных к зиме на 700 тыс.руб.

Одна из составляющих бюджета – сбалансированность. В июле нашему муниципалитету из областного бюджета было выделено 24 млн.руб. Из этих средств погашен 10-миллионный кредит, можно сказать досрочно. Отсюда профинансированы расходы на оплату труда, погашен кредит, на питание детей, приобретенные дрова, медикаменты, налог на имущество и т.д.

Без расходов не может быть и доходов. Доходная часть бюджета на 1 августа выполнена на 57,8 процента, налоговые и неналоговые прибыли составили, соответственно 76,1 и 28,7 млн.руб., в прибыль пошли и 43,4 процента от предпринимательской деятельности.

Несколько снизились по сравнению с прошлым годом доходы (налоги) от деятельности физических лиц. Впрочем, это объяснимо сокращением рабочих мест на предприятиях и нормативам и отчислениям.

А вот единый налог на вмененный доход по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 5,2 процента, а сельскохозяйственный и того более – в 1,6 раза. Однако меньше стало поступать госпошлин. Доходы же аренды, в свою очередь, возросли.

Беспокоит ситуация, впрочем ее родословная – кризис, когда на имущество не находится покупателей, то есть состоятельных инвесторов. Это относится и к продаже земли.

Административные правонарушения в области дорожного движения, а также миграционные, тоже приносят часть дохода.

К сожалению, бюджет района за шесть месяцев 2009 года недополучил 5,2 млн.руб., из которых долг по налогу на доходы физических лиц составляет 4,9 млн.руб.

Финансы — своего рода краеугольный камень экономического благополучия. Учитывая их роль, администрация района проводит кропотливую работу по наполнению бюджета. Частично взысканы долги с муниципальных унитарных предприятий по НДФЛ.

В целом расходная часть бюджета на 1 августа исполнена на 52,6 процента, или на 114,6 млн.руб. из 218 млн. руб. по году. Это главным образом социальные расходы – на образование, культуру, здравоохранение, спорт и социальную политику.

Конечно, средств в бюджете на неотложные расходы крайне недостаточно. Но, тем не менее, финансовую посильную помощь поселениям мы оказываем: им предусмотрено было выделить 5,8 млн.руб., в т.ч. дотацию на сбалансированность – 637 тыс. руб., субсидию на водоснабжение и водоотведение – 130, исполнение полномочий по культуре – 4,9 млн.руб. В свою очередь поселения передали свои полномочия по исполнению расходов по культуре на 9,6 млн.руб., а на формирование и исполнение бюджета – 880 тыс.руб.

Очень важно и то, что в первую очередь нами профинансированы защищенные статьи расходов, имеющих социальное значение. Профинансированы также муниципальные целевые программы: выделены субсидии на обеспечение жильем молодых семей, оказана поддержка гражданам, пострадавшим от пожаров.

Программа социально-экономического развития района разработана до 2012 года. Немалое место в ней отведено антикризисным мероприятиям, экономии бюджетных средств. Проведено три аукциона в электронной и открытой форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Экономия бюджетных средств составила 353 тыс.руб.

Проводится бюджетная реформа. На ее проведение в текущем году получено 1,6 млн.руб. Они направлены для отделов культуры, образования, центральной районной больницы, детской музыкальной школе, которая преобразована в автономное учреждение.

Осуществляются меры по социальному развитию села, в частности, по улучшению жилищных условий, по организации общественного порядка, противодействию коррупции, совершенствованию информационно-телекоммуникационной инфраструктуре. Действует программа по снижению напряженности на рынке труда. К краткосрочным и временным общественным работам привлечено около 160 человек, индивидуальной предпринимательской деятельности – шесть.

Проведена реорганизация жилищно-коммунального хозяйства: водоснабжение, теплоснабжение, вывоз ТБО и ЖБО объединены в одно предприятие. Идет разъяснительная работа по созданию товариществ собственников жилья.

Подготовлены и планомерно осуществляются программы по развитию улично-дорожной сети и объектов благоустройства, обновлению подвижного состава автотранспортного пассажирского предприятия, повышению безопасности дорожного движения. Заканчивается реконструкция помещения регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД.

Создана межведомственная комиссия по устранению административных барьеров развитию малого и среднего предпринимательства.

В области образования создана гибкая многофункциональная сеть образовательных учреждений, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2009 году оказались выше по всем предметам, чем были в 2008.

Сегодня все учреждения муниципальной системы образования финансируются за счет бюджета – это 106 млн.руб. Для обеспечения доступности качественного образования целесообразно продолжить реструктуризацию школьной сети.

Довольно результативно решаются вопросы экономической самостоятельности в деятельности школ, обеспечения учебниками, введения эклективных курсов.

Ведется активная работа по подготовке школ к новому учебному году, для чего задействованы существенные средства муниципального и областного бюджетов, а также родительские и спонсорские средства.

К сети Интернет в настоящее время подключены 16 общеобразовательных учреждений. А 10 школ имеют собственную электронную почту. Появилась возможность для дистанционного дополнительного образования. А три школы имеют собственные сайты.

В летний период в районе действовало 17 детских оздоровительных лагерей при школах. В системе дошкольного образования создаются условия для сохранения здоровья и гармоничного развития детей.

В области здравоохранения принимаются меры по обеспечению готовности центральной больницы к оказанию медицинской помощи в случаях перебоев с электроснабжением – операционной, палаты интенсивной терапии, родильного отделения. Выполняются противопожарные мероприятия. Идет замена медицинского оборудования с истекшими сроками эксплуатации на новое. Планируется приобрести два автомобиля скорой медицинской помощи, один из них – в лизинг. Идет замена водопроводных и канализационных труб.

Молодежная политика и спорт. В районе с 2006 года действует программа «Обеспечение жильем молодых семей». Ежегодно 10 молодых семей по этой программе получали жилье, а нынче уже шесть семей.

В конце июня представители местного отделения ВОО «Молодая гвардия» – 28 человек – приняли участие в фестивале ЦФО – «Содружество». Максатихинская команда представила себя очень успешно. Лидер молодежного актива Грачик Петросян занял 2-е место в областном конкурсе «Лидер 21 века».

Принята программа «Развитие физической культуры и спорта в районе в 2009-2012 годы». На проведение спортивно-массовых мероприятий выделено 220 тыс.руб. Проведены спортивные праздники, посвященные нескольким знаменательным датам, чемпионаты района и области по волейболу, легкой атлетике, шахматам, футболу, турниры «Кожаный мяч» и другие. Взрослая команда «Молога» вышла в 1-ю лигу.

Программа развития сферы культуры сверстана до 2011 года. Главная задача – удовлетворение культурных потребностей населения и укрепление ее материально- технической базы. Проведена оптимизация учреждений культуры. Работниками этой сферы, в том числе и библиотечной, проведено 780 различных культурно-досуговых мероприятий. Создано 96 клубных формирований. При межпоселенческой центральной библиотеке создан и результативно действует деловой информационный центр, способствующий укреплению малого и среднего бизнеса в районе. Максатихинский же РДК является центром культурной жизни района, на базе которого проводятся самые значимые культурные мероприятия.

Убежден, что объединив усилия депутатского корпуса, администрации, бизнес-сообщества, граждан района, нам удастся преодолеть кризисные явления в экономике без существенного ущерба муниципальному образованию.