Мгновения Победы

Парад Победы… Что сохранила память о тех днях, спустя много, много лет?

… — Войне конец, ребята! Победа! — радостно сообщил нам новость радист. — Война кончилась, и мы живы.

И не успела пройти еще радость первых мирных дней, как посыльный из штаба бригады вызвал меня и двух других танкистов — А.П.Туза и Б.Н.Бабушкина — к командиру. Полковник приказал нам немедленно получить новое обмундирование и ехать в город Шауляй, в штаб гвардейской армии. Там проходил отбор участников парада Победы, о котором никто еще ничего не знал.

Оказывается, шестая гвардейская армия должна была отобрать сто человек, наиболее отличившихся солдат и сержантов, офицеров и генералов, на готовящийся парад Победы. Учитывали боевые заслуги, награды и строго обращали внимание на рост и строевую выправку. К счастью, три наших бригадных посланца, в том числе и я, прошли отбор и сфотографировались со всеми на память.

Ехали в Москву из Риги в пассажирских вагонах, а не в теплушках, как обычно. Поезд с «парадниками» шел мимо стертых с лица земли деревень, мимо городов, лежащих в руинах. На крупных станциях «дежурили» солдатские матери с надеждой увидеть своих сыновей.

Москва созвала на парад Победы воинов со всех фронтов. Десять фронтов — десять сводных полков.

Нас, прошагавших пол-Европы кавалеров боевых орденов, начали муштровать, как новобранцев. Честно говоря, за войну мы отвыкли от настоящего строевого шага, а тут парадный шаг.

Пришлось заниматься и днем, и ночью. Маршировали до седьмого пота. Уставали, но радость Победы брала верх над всеми трудностями.

Парад Победы было решено провести 24 июня, в воскресенье. В день парада нас подняли в шесть часов утра. Над Москвой было пасмурное небо, а потом начал моросить дождь. На Красную площадь сводные полки шли обычными колоннами. Москвичи тоже шли с оркестрами, чтобы принять участие в демонстрации. Тротуары до отказа были заполнены ликующим народом.

Парадные полки выстроились на Красной площади по их порядку с севера на юг. Затем воцарилась тишина. Десять часов утра. Бьют кремлевские куранты. Из Спасских ворот на белом коне выезжает Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Навстречу ему направляется на вороном коне командующий парадом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский. У трибуны Мавзолея кони встали как вкопанные. Г.К.Жуков принимает рапорт командующего парадом. Начинается объезд войск.

Затем парад войск открывает сводный полк Карельского фронта. Идут воины, печатая шаг, и других фронтов. Мимо Мавзолея все шли и шли воины, в мужестве которых убедился весь мир. Марши сменялись маршами, колонны — колоннами. И вдруг оркестр умолкает. Наступает тишина. Только слышно, как по каскам шуршат капли дождя, стекая ручейками с козырьков. Тишина длилась с минуту. И в это время раздалась тревожная барабанная дробь. Барабаны бьют гулко, резко и сильно. Их звуки заполнили всю площадь.

И тут все увидели, как вышел сводный батальон, неся впереди себя углом вниз знамена поверженных немецких дивизий. И в торопливый треск барабанов вплетались тупые шелестящие звуки: то падали одно за другим поверженные фашистские знамена на два деревянных помоста у Мавзолея. Люди радовались. Восторженные аплодисменты с трибун. А зарубежные дипломаты вскакивали с мест, чтобы получше все увидеть.

То был миг великого торжества нашей страны над поверженным фашизмом.

После парада маршалов и генералов пригласили на прием в Кремль. Нам устроили богатый праздничный обед. Но это не главное. Нас, танкистов, на целую неделю пригласил коллектив Московского автозавода. В годы войны завод был шефом танковой бригады, поставляя боевую технику и запчасти. Мы побывали в цехах, встречались с рабочими, выступали у них на собраниях. Нас угощали, принимали очень тепло. Все были рады установившейся мирной жизни на исстрадавшейся земле.

Е.Житков.

Дата публикации: 3 мая, 2017



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x