В «Центре специализированных видов медицинской помощи имени В. П. Аваева» состоялось итоговое заседание Координационного совета по вопросам защиты инвалидов при Правительстве Тверской области под председательством заместителя председателя регионального Правительства Светланы Вержбицкой.

Один из вопросов — продолжение реализации программы «Доступная среда» на 2014-2015 годы. В ближайшее время в рамках программы будет адаптировано 20 приоритетных объектов в сферах здравоохранения, образования, культуры, транспорта, информации и спорта. Программа принята региональным Правительством в декабре 2013 года и разработана уже с учетом реализации пилотного проекта «Доступная среда». Общий объем средств на 2 года составит порядка 150 миллионов рублей.

В нашем районе активное участие в программе принимает МСОШ № 1. О том, что удалось сделать в этом направлении, беседуем с директором школы Г. А. Розановой.

— В последнее время в средствах массовой информации все чаще можно услышать и прочитать «доступная среда», «безбарьерная среда». Что это такое?

— Применительно к системе образования этот термин означает следующее: среда комфортного обитания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Наша школа вступила в программу «Доступная среда», направленную на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников с ОВЗ и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

— Есть ли в школе дети с ограниченными возможностями здоровья?

— Есть. И таких детей немало. Сразу отмечу, что в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья входят не только дети с ДЦП, но и с нарушениями слуха, зрения, речи, с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями развития.

С другой стороны, у здорового ребенка могут быть родители с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае реализация программы «Доступная среда» дает таким родителям возможность быть не отгороженными от жизни школы, а активно участвовать в ней. А для этого необходимы определенные условия, при наличии которых и детям с ОВЗ, и их родителям было бы комфортно в школе.

— Программа предполагает изменение инфраструктуры школы.

— Безусловно. На сегодняшний день установлены автоматические двери на входе в школу и в раздевалке с обеих сторон. Заменены лестничные двери на этажах, двери в библиотеку. С первого по третий этаж с одной стороны полностью переоборудованы туалеты. В этих туалетах и у столовой планируется установить сенсорные краны. Для безопасности на лестницах проклеены специальные полосы, позволяющие ногам не скользить. Также будут заменены лестничные перила. На входе в школу сооружен пандус. Окончательные работы по его оборудованию завершатся до 1-го мая текущего года.

Приобретено специальное оборудование для обучения детей с ОВЗ: портативный многофункциональный комплекс для работы с детьми с нарушением зрения, опорно-ортопедический комплекс для детей с ДЦП, образовательный игровой комплекс и сенсорная комната для работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Помимо этого приобретен специальный автомобиль-автобус для подвоза детей с ОВЗ к школе, специальный подъемник по лестничным пролетам для детей-колясочников, вибрационная подушка, предназначенная для релаксации различных групп мышц.

— Сколько всего освоено средств?

— По программе «Доступная среда» мы получили и освоили средства в сумме 5296000 рублей. Деньги эти 50/50 были выделены из федерального и областного бюджетов.

— Галина Александровна, не сложится ситуация, что школа будет готова к приему детей с ограниченными возможностями здоровья, например, с ДЦП, а желающих среди них обучаться в школе не найдется?

— В любом случае школа должна быть готовой принять детей с ОВЗ. Даже если это будет один ребенок. Детям надо развиваться в коллективе, общаться с другими детьми, чувствовать себя уверенно и защищено, видеть все краски окружающего мира.

Беседовала Г. КОВАЛЕВА.