Библиотека. Для подавляющего большинства людей это слово ассоциируется со стеллажами, заполненными многочисленными томами. Однако, в последние годы внешний облик библиотек заметно изменился. Теперь это не только книжное хранилище, но и современный информационный центр. Несмотря на изменения, в библиотеках, как и прежде, работают творческие и увлеченные своим делом люди. В этом убеждаешься, стоит побывать в библиотеке МСОШ № 2.
Поднимаюсь на второй этаж. Встречает меня хозяйка библиотеки Елена Владимировна Корякина. С гордостью демонстрирует свои владения. Вдоль стен светлого и просторного помещения размещаются стеллажи с книгами. На окнах — обилие цветов. В центре — большой овальный стол, за которым легко может уместиться целый класс. Напротив — интерактивная доска — непременный атрибут современных школ и библиотек. Чуть поодаль — три рабочих стола с современными компьютерами. Словом, настоящий информационный центр.
— Три компьютера, установленные здесь, имеют открытый доступ в интернет, — поясняет Елена Владимировна. — Дети приходят после уроков и готовят рефераты, презентации. Это большое подспорье школьникам, у которых нет компьютеров дома.
— Внешний облик библиотека поменяла, а читатель изменился?
— К сожалению, дети стали читать меньше, — сетует Елена Владимировна. — Десять лет назад, когда я только начинала работать в библиотеке, школьники были читающими. А теперь предпочитают компьютер книге.
— Как получилось, что учитель английского языка стал библиотекарем?
— В этом нет ничего удивительного. Выросла я в читающей семье. И чтение с полным правом могу назвать своим хобби, — рассказывает Елена Владимировна. — Стараюсь хотя бы тридцать минут в день уделить книге, почитать любимых авторов: Есенина, Шмелева.
После школы, а родилась и училась Елена Владимировна в Архангельской области, решила посвятить себя педагогике. Поступила в Архангельский государственный педагогический институт им.Ломоносова на факультет иностранных языков, окончив который, три года отработала учителем в одной из небольших сельских школ.
В Максатиху молодого педагога привела судьба. Приезжая на каникулы, а потом и в отпуск к родственникам, всей душой полюбила поселок. Поэтому, не раздумывая, переехала с мужем на Максатихинскую землю.
Сначала учила ребятишек Максатихинской второй немецкому языку, а когда появилась необходимость, стала преподавать английский.
И практически сразу совместила учительский труд с работой в школьной библиотеке.
— Находилась тогда библиотека в небольшом помещении на первом этаже, — вспоминает Елена Владимировна. — Это, конечно, не соответствовало ее статусу. Поэтому руководство школы выделило более просторное и светлое помещение, сделали ремонт. Теперь библиотека — настоящая гордость школы.
Пока мы общались, прозвенел звонок с урока, и в библиотеку потянулись школьники. Кто с просьбой поработать на компьютере, кто — за интересной книгой.
Обращаю внимание на процедуру выдачи книги. Если до недавнего времени библиотекарь делал запись в формуляр читателя, то теперь эта процедура упрощена до минимума. Все книги занесены в электронный каталог библиотек Тверской области. На каждом формуляре — штрих-код. На столе библиотекаря установлен компьютер со считывающим устройством. Библиотекарь открывает программу, находит в каталоге книгу, выбранную читателем, и подносит формуляр со штрих-кодом к считывающему устройству. Готово, и никаких записей в формуляр.
— Эта программа позволяет существенно сэкономить время, — рассказывает Елена Владимировна. — Бывает, что выстраивается целая очередь из читателей, и успеть за перемену сделать записи во все формуляры довольно затруднительно. К тому же электронный каталог в будущем позволит детям прочитать книги, которых нет в нашей библиотеке. Конечно, в электронном виде.
Сегодня библиотека — основная сфера деятельности Елены Владимировны. Но преподавание не оставила: проводит интереснейшие библиотечные уроки.
— Педагогическое образование и опыт работы учителем помогают правильно построить и провести библиотечный урок, — уверена Елена Владимировна. — Кому-то может показаться, что такие уроки не так уж важны в учебном процессе. Это не так. Нынешние дети неохотно читают, и если хоть один ребенок после такого урока возьмет в библиотеке книгу, это уже хорошо.
И все же любовь к чтению воспитывается и формируется, в основном, в семье. Поэтому Елена Владимировна решилась на своеобразный эксперимент. При поддержке родителей учеников одного из третьих классов старается пробудить и развить в детях читательский интерес. И, надо сказать, у нее это успешно получается. Ребятишки с удовольствием готовятся к библиотечным урокам, читают, выполняют различные творческие задания.
— Чтение — мое основное хобби, — это утверждение прозвучало в начале встречи.
Мне бы хотелось рассказать еще об одном увлечении Елены Владимировны — путешествиях.
Вот уже несколько лет под руководством своего энергичного библиотекаря учащиеся школы совершают увлекательнейшие экскурсии по памятным и интересным местам России. Музейный комплекс «Мышкин», Московский зоопарк, Клинская фабрика елочных игрушек, музей на Поклонной горе — вот лишь небольшой перечень, где ребятишки уже побывали.
Залог успеха в профессии педагога — любовь к своему делу, творческое отношение к нему и умение передать свои знания детям. Этим профессия учителя сродни тверчеству библиотекаря. И эти умения с успехом соединяет в своей работе Елена Владимировна.
Г. Ковалева
Фото автора