783

По данным пресс-службы уполномоченного по правам ребенка в России П.Астахова, число детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране растет из года в год.
Но, как известно, положение самой незащищенной части общества является лакмусовой бумажкой благополучия, или, вернее, неблагополучия этого общества, а наше отношение или отсутствие какого-либо отношения к таким детям является индикатором человеческих и моральных качеств.

Дети с ограниченными возможностями — не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. Поэтому необходимо, чтобы и общество научилось смотреть на этих детей как на личности.

21 декабря минувшего года можно считать важной датой в истории районного дошкольного образования Максатихинского района. Был сделан первый и серьезный шаг — открытие в детском саду № 1 группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Как родилась идея открытия такой группы? — адресую вопрос заведующей Любови Анатольевне Докучаевой.

— Отправной точкой послужило осознание проблемы, что есть дети с ограниченными возможностями здоровья, — рассказывает Любовь Анатольевна. — Такие ребятишки в силу своих особенностей не могут посещать обычный детский сад. Им и их родителям необходим особый подход, консультативная и психологическая помощь. Мне бы сразу хотелось внести некоторые коррективы в терминологию: дети не с ограниченными возможностями здоровья, а с особыми потребностями. Идея нашла поддержку педагогического коллектива и управления образования. Начальник управления Надежда Дмитриевна Морозова и методист Галина Васильевна Петрова не только поддержали, но и оказали огромную помощь в реализации нашего начинания.

— Открытие дополнительной группы невозможно без финансовых вложений. Как удалось решить эту проблему?

— Можно сказать, что нам повезло. В прошлом году детский сад вошел в программу модернизации системы дошкольного образования. На условиях софинансирования были выделены средства из областного и районного бюджетов на открытие дополнительных мест. Этих денег хватило, чтобы оборудовать две группы — кратковременного пребывания и для детей с особыми потребностями. Последняя рассчитана на 5 мест. Это оптимальная наполняемость, так как каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
Понятно, что с особенными детьми должны работать педагоги-специалисты. Сейчас с детьми занимаются учитель-логопед Людмила Анатольевна Кулешина, дефектолог Валентина Владимировна Голофеева, воспитатель Валентина Павловна Серебренникова. Работают по программе «Развитие», адаптированной для детей с особыми потребностями. Основной принцип — индивидуальная работа и дополнительные занятия со специалистами.

К большому сожалению, на сегодняшний день в штате детского сада нет медицинской сестры. Таким детям требуется медицинская помощь. Да и наличие массажного кабинета было бы хорошим подспорьем.

Надо сказать, что группа для детей с особенностями здоровья соответствует всем современным требованиям. Это просторное теплое помещение, оформленное в приятной цветовой гамме. Здесь есть все необходимое для занятий с детьми: игровые уголки, мягкие модули, сухой бассейн для релаксации.

— В перспективе планируем оборудовать сенсорную комнату, — поясняет Любовь Анатольевна. — Она необходима для того, чтобы после занятий дети могли расслабиться и отдохнуть.

Мы попросили поделиться своими впечатлениями родителей, чьи дети посещают группу. С нами охотно согласилась побеседовать мама пятилетнего Матвея (на снимке) Елена Владимировна Каюмова.

— Для нашей семьи открытие группы для детей с ограниченными возможностями здоровья стало огромной поддержкой, — рассказывает она. — Когда Матвею поставили диагноз «аутизм», мы оказались морально не готовы к этому. В подобных случаях люди обычно замыкаются внутри семьи. Это и понятно. У многих необычное поведение ребенка вызывает недоумение и даже негативное отношение. Нам удалось преодолеть этот психологический момент. Но посещать обычную группу Матвей не мог в силу особенностей поведения.

Когда узнали, что в детском саду № 1 планируется открыть группу для с ОВЗ, сразу решили: Матвей обязательно должен ее посещать. В первый день были опасения, что ребенку будет непросто адаптироваться в новых условиях. Но эти опасения оказались напрасными. Матвей с удовольствием ходит в детский сад, радуется каждому новому открытию. Стал более коммуникабельным и спокойным.

Кроме того, здесь мы имеем возможность общения с родителями, у кого дети с ОВЗ. Делимся опытом, советуемся, поддерживаем друг друга.

— Это и для нас хорошая школа, — поясняет Любовь Анатольевна. — Мы учимся вместе с детьми и их родителями. Это будет непростой путь. Но мы готовы вместе преодолеть все трудности, чтобы дошкольный период для ребятишек с особыми потребностями стал таким же счастливым, как и для обычных детей. Здесь необходимы совместные усилия педагогов и родителей.

Пользуясь случаем, хочется обратиться к родителям, у которых дети с особыми потребностями. Не замыкайтесь в себе и своей семье, приводите детей в наш детский сад. Подарите ребенку возможность познавать мир, учиться жить в коллективе. Социализация для любого человека имеет огромное значение, а для особенного ребенка она важна в десятки раз. Объединяйтесь, делитесь опытом, учитесь друг у друга. Эти усилия обязательно принесут свои плоды. Ваш ребенок будет счастлив и вы вместе с ним.

Г.КОВАЛЕВА.