Что значит быть истинным учителем? Нести детям знания как свет, любить всех учеников независимо от их характера, видеть в каждом ученике индивидуальность, искренне сопереживать вместе с детьми неудачи и радоваться победам. Вроде бы все просто, а на самом деле удается это далеко не каждому учителю. Примером для нынешнего поколения педагогов служат, вне всякого сомнения, учителя старой плеяды.

Учитель физики и информатики Андрей Анатольевич Башмаков отдал педагогике более 30-ти лет.

— Думаю, судьба уготовила мне стезю учителя, — рассказывает Андрей Анатольевич. — По материнской линии педагогами были оба ее брата и их жены. Это что касаемо генетики. Но генетика генетикой, а примером настоящих учителей для меня стали педагоги Максатихинской школы № 1: А.Н.Румянцева, Н.П.Павлов, Л.Г.Воробьева, Н.Г.Короткова, В.Б.Розов.

Особую роль в жизни Андрея Анатольевича сыграл учитель физики Владимир Борисович Розов. Андрей рос отъявленным хулиганом. Мать очень переживала, как бы сын не ступил на скользкую дорогу. В один из дней отправилась в школу, чтобы попросить совета у педагогов. На вопрос, будет ли толк из ее сына, Владимир Борисович ответил: «Конечно, будет». На следующий день учитель вручил Андрею сборник задач по физике. Задания были очень сложные. Однако сборник был с секретом: там уже были варианты решений. Понятно, что сразу решить задачи не получилось.

— Видел, конечно, что в задачнике есть готовые решения. Подглядывал, но азарт и желание самому себе доказать, что смогу справиться, оказались сильней. Ночами не спал, ломал голову над задачами. Ну, а потом пошло-поехало. Вот так и началась моя любовь к физике, — вспоминает Андрей Анатольевич. — В старших классах уже твердо решил, что стану учителем.

После школы поступил в Тверской университет. В студенческие годы родилась любовь к туризму и путешествиям.

— Друг у меня был отчаянный, впрочем, как и все мы в те годы, — рассказывает Андрей Анатольевич. — Старшекурсники ходили на байдарках по Мсте, которая известна своими порогами. Вот друг и предложил отправиться в водный поход. Байдарки у нас тогда не было, взяли в прокате резиновую лодку. И на ней начался наш сплав по реке. Первые впечатления были невероятными и одновременно жуткими. Можете себе представить резиновую лодку, которую, как перышко, бросает водой с порога на порог. Из всех воспоминаний о первом походе самые незабываемые — это ярко-голубое небо и рев воды. Так началась любовь к водному туризму. После первого похода накопили с другом денег на байдарки и понеслось: Карелия, Кольский полуостров, Горный Алтай, Северный и Южный Урал, Карпаты, Северный Кавказ, Грузия. За время учебы в университете побывали практически во всех уголках бывшего СССР.

Окончив университет, молодой педагог вернулся в родные места. В Кострецкой школе была свободной вакансия учителя физики. Туда и отправился Андрей Анатольевич.

— У руля школы стояла Клавдия Васильевна Родионова — замечательный педагог, опытный и мудрый руководитель, — вспоминает Андрей Анатольевич. — Искренне благодарен судьбе за то, что именно Клавдия Васильевна была моим первым наставником в профессии.

Под началом К.В.Родионовой молодой учитель отработал четыре года. Потом Клавдия Васильевна заняла место парторга в совхозе. Андрею Анатольевичу предложили должность директора Кострецкой школы.

Первая мысль была: «Ну какой из меня директор в 27 лет?». Однако согласился. Трудностей пришлось испытать немало: это и переезд в новое здание школы, и проблемы, связанные с недочетами в строительстве. На посту директора Андрей Анатольевич отработал 10 лет, потом понял, что постепенно становится больше чиновником, чем учителем. На 4 года оставил пост директора.

Ушел с головой в работу с детьми. Об этом периоде своей жизни Андрей Анатольевич вспоминает с особой теплотой.

Физика — сложный предмет. Далеко не каждому ученику под силу решать задачи, разбираться в законах физики. И здесь главное — увлечь детей. И Андрею Анатольевичу это удавалось и удается.

В школе было немало детей, которые говорили, в основном, по-карельски. На одном из уроков к доске вышла отвечать домашнее задание девочка из карельской деревни. Начинает бойко по-русски, а потом незаметно для себя переходит на карельский язык. Класс в недоумении: дети смотрят на учителя, ждут реакции. А ученица, ни на кого внимания не обращая, продолжает увлеченно отвечать урок. В какой-то момент она ловит на себе удивленные взгляды одноклассников, смущается, краснеет.

— Продолжай, не смущайся, вижу, что знаешь урок, — ободряюще говорит Андрей Анатольевич.

Почувствовав поддержку учителя, девочка благополучно ставит финальную точку.

Не только физикой увлек ребят Андрей Анатольевич. Он передал им свою любовь к туризму. Первый поход стал самым запоминающимся, авантюра чистой воды. Байдарок в школе не было, вместе с детьми соорудили камерные плоты и на них прошли по Тифине от Трестны до Кострецов. Для ребят, ни разу не побывавших в водном походе, это стало настоящим испытанием. Однако с честью выдержали все трудности, усталые, но довольные и счастливые вернулись домой. Потом каждый год сплавлялись по рекам нашего района, побывали на Мсте и даже на Карельском перешейке.

В 2000-ом году был заключительный поход. В тот год воспитанники Андрея Анатольевича стали победителями Всероссийского экологического конкурса, учредителями которого были знаменитые путешественники — братья Дмитрий и Матвей Шпаро. Матвей и пригласил кострецких ребят в туристический лагерь в Карелию. Впечатления от той поездки остались самые незабываемые.

Кострецкой школе Андрей Анатольевич отдал 20 лет жизни. Здесь он сделал первые шаги в профессии, стал опытным руководителем и замечательным учителем, о котором с благодарностью и теплотой вспоминают бывшие ученики и которого обожают нынешние. Это и неудивительно: человек поистине энциклопедических знаний, талантливый педагог, умеющий увлечь детей таким серьезным и достаточно камерным предметом, как физика.

— Во многом то, каким стал, заслуга моих коллег по Кострецкой школе, — говорит Андрей Анатольевич. — Это были удивительные учителя — мудрые, благородные. От них я, совсем молодой паренек, получил первые профессиональные и жизненные уроки. Не могу не назвать их поименно. Это К.В.Родионова, З.И.Осипова, О.И.Венедиктова, Е.И.Уткина, В.С.Шляпкова.

После закрытия Кострецкой школы Андрей Анатольевич учил физике сельских ребятишек в Трестне. И вот уже 7 лет как преподает в Каменской школе.

Г.Ковалева.