Цветные ладошки

Думаю, большинство взрослых согласится, что рисование — одно из любимейших детских занятий. Цветные карандаши, восковые мелки, разнообразные краски и фломастеры пробуждают в ребенке желание творить. Но далеко не у каждого малыша получается создавать маленькие шедевры традиционным способом — кисточкой. И здесь на помощь приходят нетрадиционные методы рисования, позволяющие всем без исключения малышам почувствовать себя настоящими художниками.

На одном из таких занятий мы и побывали. Детский сад № 5, вторая младшая группа. Вместе со своим воспитателем Татьяной Валентиновной Гасовой малыши готовят краски и бумагу. Сегодня они будут расписывать тарелочки и наносить рисунок на платье. Вот краски и палитра готовы. Малыши, затаив дыхание, кончиками пальчиков берут краски из ярких баночек и осторожно, пока еще не совсем уверенными движениями, переносят на бумагу. Вот под пальчиками появляются красные ягоды на тарелочках, на платьях расцветает яркий узор.

— А я хочу нарисовать бусы, — говорит одна из малышек, увлеченно украшая платье желтыми цветами.

— Хорошо. Только возьми другую краску, лучше зеленую, — советует Татьяна Валентиновна.

Пока малыши увлеченно творят, мы беседуем. Конечно, интересно, как возникла идея учить ребятишек рисовать столь необычным способом.

— В одном из методических журналов увидела работы детей, нарисованные пальцами и ладошками, — рассказывает Татьяна Валентиновна. — Рисовать кисточкой получается не у всех детей. Все-таки для этого нужны способности. К сожалению, не у всех детей они есть. А вот взять пальчиком немного краски и оставить яркий отпечаток на бумаге может любой ребенок. А дальше уже фантазия приходит на помощь.

Татьяна Валентиновна открывает альбом с работами ее воспитанников и — передо мной настоящее чудо. Вот по листу бумаги рассыпались желтые пушистые цыплята. Попробуй-ка, нарисуй кисточкой! А здесь два движения пальцем и цыпленок готов. Остается кисточкой нарисовать глазки и клюв. А вот работы ребят постарше. Пальцам помогает ладошка. Как нарисовать волшебного лебедя? А очень просто. Взять с палитры краску ладошкой и осторожно прижать руку к бумаге. И вот по волнам плывет сказочный лебедь.

Рисовать пальчиками — не просто очень увлекательное занятие, но и полезное. «Таланты детей находятся на кончиках пальцев» — это высказывание известного педагога Марии Монтессори лишь подтверждение тому.

Цветные ладошки

Подобные занятия способствуют развитию моторики и воображения. Кроме того, дети получают большое эмоциональное удовлетворение, становятся более уравновешенными, спокойными. Сегодня эта методика получила название «арт-терапия» и с успехом используется психологами и педагогами. Но это небольшое, но очень важное отступление.

Мы же продолжаем листать альбом. Кроме рисования пальцами и ладошкой существует еще много интересных нетрадиционных способов. Например, восковыми мелками на мокрой бумаге, оттиск смятой бумагой. Особенно удачно последним способом получаются животные. Дальше восковыми мелками и акварелью, набрызгом с помощью щетки или аэрокарандаша, обычной свечой, акварелью и гуашью. Просто, но волшебно.

Малыши тем временем закончили создавать свои творения. Сколько радости в каждом ребенке оттого, что у него получилось! И начинаешь верить в волшебную силу красок и детской руки.

Листая один из журналов «Цветной мир», я прочитала такую мысль:

— Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой — в синюю, третий — в желтую. Чем не палитра!

Замечательные слова и замечательно, если рядом увлеченный взрослый.

Г.Ковалева.

На снимках: Татьяна Валентиновна с воспитанниками; всё получится.