Выборы 2024

Комиссар

kommisar

22 июня 1941 года началась самая кровопролитная в истории человечества Великая Отечественная война. А уже спустя несколько месяцев, фашисты захватили 19 районов Калининской области. В числе тех, кто встал на пути врага, а потом и освобождал нашу область от фашистских захватчиков, был и мой прадед Яков Ефимович Шевелев.

Родился Яков Ефимович в Гомельской области в семье сельского учителя, где был четвертым ребенком. Рано потерял родителей, воспитывался в семье старшей сестры. По комсомольской путевке переехал в Россию, работал на угольных шахтах под Москвой.

В 1936 году по комсомольской линии Яков был направлен в г.Калинин. Там он и познакомился со своей будущей женой. Войну встретил, работая секретарем Пеновского РК ВКПб.
В июле 1941 года Яков Ефимович с помощью партизанского актива создал истребительный батальон, преобразованный чуть позже в партизанский отряд, который вошел в состав Второй особой партизанской бригады Северо-Западного фронта. И стал его комиссаром.

В составе партизанского отряда, воевавшего на территории Пеновского района Калининской области, была и Лиза Чайкина, получившая посмертно звание Героя Советского Союза. Вот что вспоминал Яков Ефимович о первой встрече с Лизой.

… Лил сильный дождь. У двухэтажного здания с большим крытым крыльцом, увидев вывеску «Районный комитет ВКПб», остановилась девушка. Она отжала тяжелый от воды подол платья, а уж потом ступила на широкие, сухие ступеньки крыльца райкома. Поднявшись на верхнюю ступень, она увидела Якова Ефимовича и спросила: «Можно?»

— Чего ж нельзя? Проходи.

— Здравствуйте. В райком-то… здесь проходить? — сдерживая дрожь, спросила замерзшая девушка.

– А тебе в какой райком? — уточнил Шевелев.

— Партии, — почтительно поправилась девушка. – Секретарь-то здесь, не знаете? Неужели зря шла? Ушел куда?

— Тебе по какому делу?

— А Вы что, тут работаете? — вопросом на вопрос ответила Лиза.

— Я-то здесь. А вот ты откуда взялась? Кто такая?

— Залесская я…

— Залесская? Как же ты… в погоду такую? Неужели пешком? Видать, важное дело тебя в райком привело?

– Арестованная я, — вдруг доверительно сказала девушка. — А мне поле надо спасти. Моляковское. Передовое. Председатель сказал — перепахать, а я защищать кинулась. Вот он заарестовать меня велел.

— Звеньевая, что ли?

— Да нет, избач. Ну и комсомольский секретарь.

— А звать-то тебя как?

— Елизаветой, — смущенно улыбнулась она. — Забыла про себя сказать. В Руно живем. Чайкины мы. А Вы мне секретаря, Шевелева, покажете?

— Покажу, пошли.

…Яков Ефимович усадил ее в большой теплой комнате у печи. Принес стакан горячего чая, а сам стал звонить по телефону в Залесье. Тамошнего председателя на месте не оказалось. И он передал: «Поле не трогать, пока не приеду! Шевелев».

Так Яков Ефимович стал добрым наставником Елизаветы Чайкиной, ее руководителем и боевым командиром.

Ожидая оккупацию, партизаны начали готовить землянки, завозили продовольствие. Я.Е.Шевелев занялся подбором связных среди добровольцев. С каждым отдельно беседовал. Вспоминая об этом, он говорил: «Не только храбрость в таком деле была нужна, но и выдержка, стойкость и ум, конечно, требовались». В подборе связных ему активно помогала Лиза. Девятнадцать комсомольцев ушли в подпольную группу на диверсионную работу. Десятки сражались вместе с Лизой в тылу врага. И ни один из тех, кого выбрали Яков Ефимович и Лиза Чайкина в связные, не струсил, не предал, не отступил.

Комиссар Шевелев вспоминает о том, как шли на первое боевое задание. Была зима. Шли по лесу. Неверное движение, случайный хруст … и падай скорее в снег, замри. Чтобы тебя не взяли на мушку. Поэтому бесшумно крались ребята по родному лесу. Задание было взорвать мост. По нему и днем и ночью шли эшелоны. Враг нацелился на Москву. Группа Лизы Чайкиной пробиралась к мосту. Партизаны хорошо знали время смены караула, прохождения поездов, умели подложить взрывчатку.

И вдруг — непредвиденная встреча. Лиза первая увидела офицера в форме. Сквозь березы виднелась машина и возле нее несколько солдат. Какие-то мгновения, оторопев от неожиданности, партизаны стояли как вкопанные. Лиза опомнилась первая. Выстрелила, и офицер упал. Тут же застрочили автоматы, засвистели пули. Начался бой. Немцев было трое, наших — пятеро. Партизаны выиграли бой. Без потерь. Убитых оттащили подальше от дороги, в лес, чтобы никто не мог даже следов найти. Машину столкнули в кювет, забросав ветками и снегом.

Партизаны выполнили основное задание: мост был взорван. Эшелон с боеприпасами пошел под откос. В планшете убитого офицера, который партизаны прихватили с собой, оказалась карта с обозначением предстоящего движения фашистских войск. Были и другие не менее ценные документы. Они хранятся сейчас в Центральном музее Советской Армии.
Потом стычки с фашистами стали обычным делом. Конечно, не обходилось без потерь. Возвращаясь с задания, партизаны несли на руках товарищей, чтобы похоронить их со всеми почестями.

Смерть всегда шла рядом. Понимая это, юноши и девушки писали заявления о приеме их в комсомол.

На первом комсомольском собрании партизанского отряда, как вспоминает Яков Ефимович, на повестке дня стоял вопрос о приеме в комсомол Михаил Сизова, который в своем заявлении написал: «Прошу принять в ряды комсомола, чтобы сражаться и погибнуть среди лучших». Лиза спросила: «Почему погибнуть? Не надо думать о смерти. Мы еще поживем. Нам надо дожить до победы, кто-то ведь должен рассказать на праздничном вечере в школе и про эту нашу землянку, и о том, как мы сражались, и о первом комсомольском билете, который вручил подпольный райком в тылу врага…»

Фашистская пропаганда сообщала о том, что взята Москва, пал Ленинград, Гитлер победил Россию. Чтобы рассказать людям правду, Лиза Чайкина вызвалась пройти по селам и деревням. Жители берегли и прятали комсомольского вожака от фашистов. Но на хуторе Красное Покатище она была схвачена гитлеровцами, которые, подвергнув ее мучительным истязаниям, требовали выдать место расположения партизанского отряда. Лиза выдержала все. Фашисты, не добившись своего, расстреляли Лизу на станции Пено.Это случилось 23 ноября 1941 года.

После гибели Лизы Чайкиной партизанский отряд, комиссаром которого был Я.Е.Шевелев, продолжал диверсионную работу против фашистов, беспощадно уничтожая автомашины, взрывая мосты, истребляя оккупантов.

Войну мой прадед закончил в звании капитана. После освобождения Пеновского района от фашистов он был отозван на партийную работу. Выступая в школах, в трудовых коллективах, рассказывал о войне, о бессмертном подвиге Лизы Чайкиной. В ее честь в Твери открыт музей, который назван ее именем.

В 1955 году Яков Ефимович был переведен на работу в Максатихинский район, занимал ответственные должности, очень полюбил этот край. Сейчас его уже нет в живых, но люди старшего поколения очень хорошо помнят моего прадеда и всегда отзываются о нем с большим уважением.

Андрей Кирпиченков, учащийся МСШ № 1.

Дата публикации: 10 ноября, 2014



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x