Каждый третий житель региона хотя бы один раз в год вызывает «скорую помощь», каждый десятый обратившийся пациент нуждается в экстренной госпитализации. Но качество, а главное, время, которое уходит на ожидание приезда врачей, вызывают справедливые претензии людей. Прежде всего, не устраивает оперативность приезда бригады на вызов (норматив — 20 минут), а также состояние, оснащение санитарного автотранспорта и отношение медработников к проблемам пациентов.
Эти данные были озвучены на заседании правительства региона временно исполняющим обязанности губернатора Тверской области Игорем Руденей. Для обсуждения вопроса были приглашены эксперты, представители медицинского сообщества, общественных объединений.
— Ключевым индикатором эффективности работы скорой и неотложной медицинской помощи для нас будет мнение жителей Тверской области, — обозначил свою позицию глава региона.
О том, насколько качественно и оперативно работает «скорая помощь» у нас в районе и с какими проблемами приходится сталкиваться ее персоналу, наша сегодняшняя беседа с главным врачом Максатихинской ЦРБ Т.В. Цыгановой.
— В Министерстве здравоохранения для решения существующих проблем предлагается внедрение системы диспетчеризации санитарного транспорта. Она действует в пилотном режиме в трех районах — Кувшиновском, Торжокском, Лихославльском. Что означает диспетчеризация, и знакомы ли Вы с опытом коллег?
— Ежедневно сотрудникам «скорой помощи» приходится работать в очень тяжелых условиях. Они, как никто другой, знают, что такое колоссальная ответственность и готовность работать в непредвиденных ситуациях. Как правило, нареканий со стороны пациентов по поводу времени ожидания бригады «скорой помощи» — редкое явление для нас, но, к сожалению, подобные случаи все же есть. В первую очередь они связаны с достаточно большой территориальной удаленностью некоторых населенных пунктов от районного центра, состоянием дорог, и как мы уже неоднократно подчеркивали, наличием ложных вызовов. Несомненно, система управления службы «скорой помощи» требует поддержки и модернизации. Она должна быть более мобильной и экстерриториальной. Не может не радовать тот факт, что этому вопросу сегодня руководитель региона уделяет самое пристальное внимание. Система диспетчеризации вполне может справиться с решением данных проблем, о чем свидетельствует положительный опыт наших коллег. Она позволяет в реальном времени отслеживать передвижение машин, автоматически предлагает наиболее близкую к месту вызова бригаду «скорой помощи», строит кратчайший маршрут проезда. На мой взгляд, для того, чтобы новая система не давала сбоев, необходимо адаптировать ее под штатное расписание районных больниц и другие реалии медицинских учреждений, работающих на периферии. Мы надеемся, что областное Министерство здравоохранения учтет все эти нюансы, и процесс внедрения диспетчеризации пройдет безболезненно для нас, а главное, на деле будет способствовать повышению оперативности и качества работы «скорой помощи». И, как следствие, снизит уровень инвалидности и смертности в целом по региону, в том числе в Максатихинском районе.
— Каков парк машин «скорой помощи», и требуется ли его обновление?
— Несомненно, техническое состояние и оснащение карет «скорой помощи» играет большую роль в оперативности и качестве оказываемой экстренной медицинской помощи. Поломка транспорта на пути к больному, к сожалению, проблема не только нашей больницы, с подобными трудностями сталкиваются наши коллеги и из других районов. На сегодняшний день в отделении «скорой помощи» насчитывается 6 машин, из них 4 — подлежат полной замене.
— А как обстоят дела с кадрами «скорой»?
— На сегодняшний день острого кадрового дефицита мы не испытываем. В отделении трудятся четыре бригады, общей численностью 16 человек. Хотелось бы видеть в их рядах еще одного врача. Пока с текущим объемом работы справляемся. На время отпусков привлекаем дополнительные силы из терапевтического отделения.
— Проводится ли обучение фельдшеров?
— Скорую медицинскую помощь населению Максатихинского района оказывают квалифицированные доктора, которые посвятили этой работе не один десяток лет и, благодаря своим грамотным действиям и профессионализму, сохранили здоровье и спасли тысячи человеческих жизней. Приятно, что среди фельдшеров «скорой помощи» есть и молодежь, которая прекрасно справляется со своими обязанностями. А повышают уровень своей квалификации они с помощью дистанционных обучающих курсов, проводящихся без отрыва от производства раз в пять лет.
— Мы располагаем информацией о том, что часть оборудования с санитарных машин снята и хранится на складе больницы. Так ли это, и почему?
— Данная информация из категории «испорченный телефон» и, скорее всего, распространяется теми людьми, которые ничего не смыслят в медицине. По существующим нормам, кареты «скорой помощи» должны быть укомплектованы всем необходимым оборудованием для оказания экстренной медицинской помощи, в том числе для работы реанимационной бригады. Но по правилам пользоваться оборудованием для интенсивной терапии может только врач-анастезиолог-реаниматолог. А таковых у нас насчитывается на сегодняшний день только один — это А.К. Леонов, работающий непосредственно в стенах больницы. Именно он оказывает экстренную медицинскую помощь тяжелым больным на специально предусмотренном для таких случаев реанимобили, в котором есть все необходимое оборудование.
Беседовала В.Быкова.
На снимке: фельдшер Е.Шутова оказывает помощь.