Рассказывая о своем детстве, представители старшего и среднего поколений с явным удовольствием вспоминают подвижные игры на свежем воздухе, катание на велосипедах, купание в реке. Все это препятствовало возникновению недугов и способствовало укреплению здоровья.
А теперь, как свидетельствует медицинская статистика, у школьников налицо проблемы со зрением, желудком, органами дыхания, пищеварения, с лишним весом. У каждого второго ученика — нарушение осанки.
Почему здоровье подрастающего поколения ухудшается, и как это исправить? Об этом рассказывает врач-педиатр Максатихинской ЦРБ Т.Н.Зайцева.
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — В РУКАХ ВЗРОСЛЫХ
— Татьяна Николаевна, регулярные осмотры детей медицинскими специалистами, регулярно проводимая диспансеризация позволяют выявлять проблемы со здоровьем. Какие?
— Да, у нас, согласно распоряжению Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 года № 1346-н, проводится комплексный осмотр детей по возрастным категориям: в возрасте 6-7 лет, в 10 лет, в 14-17 лет. Надо сказать, что сегодня здоров лишь каждый третий ребенок. И чаще всего различные патологии выявляются в подростковом возрасте.
Проходят ЭКГ и подлежат осмотру педиатром дети в возрасте 8-9 и 13 лет. Девочек 11-12 лет осматривает врач-гинеколог, а мальчиков этого же возраста — врач-уролог-андролог. В ходе диспансеризации выявляются различные патологии. Где-то 15 мальчиков уже прооперированы в урологическом отделении г.Тверь.
А дети в возрасте 6-7 лет и 14 лет проходят УЗИ. При этом обследовании также выявляются патологии: функциональные перегибы желчного пузыря, изменения в почках, мочеточниках. У одного мальчика был выявлен гидронефроз почки. Он сейчас лечится в урологическом отделении. Прошел уже первый этап операции. В планах — второй.
Для детей-сирот диспансеризация обычно проходит в конце весны. Данные по ее результатам мы передаем в отдел социальной защиты населения, специалисты которого непосредственно занимаются с этой категорией детей. Хочется в этой связи отметить хорошую работу сотрудников отдела соцзащиты, которые помогают нам в организации диспансеризации, а также обязуют опекунов и других представителей детей-сирот выполнять все рекомендации и назначения врачей, что, разумеется, способствует оздоровлению детей.
Большая работа проводится и с асоциальными семьями, которых у нас в районе, к сожалению, очень много. Детей из таких семей мы направляем на санаторно-курортное лечение в такие санатории Тверской области, как «Прометей», «Радуга». Им предоставляются бесплатные путевки.
Пользуясь возможностью, хочу призвать родителей, педагогов заботиться о здоровье детей, не пренебрегать диспансеризацией, в обязательном порядке проходить ее. Чем раньше будет выявлено заболевание, тем легче будет справиться с ним.
Не менее серьезную роль в оздоровлении детей играют прививки, которые проводятся согласно Национальному календарю прививок. Чтобы избежать вирусов и инфекций, вероятность заболеть которыми весьма велика, особенно для детей с ослабленным иммунитетом, необходимо своевременно прививаться. Родители, а также педагоги должны подходить к этому вопросу осознанно, с пониманием важности данного мероприятия.
ВИРТУАЛЬНОЕ ПОКОЛЕНИЕ
К сожалению, все большее распространение получают такие заболевания, как ожирение, сколиозы (искривление позвоночника). Причем, сколиоз начинается уже в первом-втором классах почти у 20% детей. Ожирение, как правило, связано с малоподвижным образом жизни детей и подростков. И свое пагубное влияние в этом оказывают компьютеры, сотовые телефоны и прочие «чудеса» техники, которые, кстати сказать, способствуют и ухудшению зрения. Где-то у 10% детей — плохое зрение.
— Татьяна Николаевна, действительно, компьютерная зависимость — бич нашего времени. Как же можно расшевелить виртуальное поколение?
— Да, гиподинамия — бич современности. Дома дети отдают предпочтение сидению за компьютером, причем, долгими часами, или лежанию на диване с планшетом либо телефоном в руках. Современные дети мало общаются со сверстниками, а компьютерные игры — это серьезный удар по их психике. Понятно, что отказаться от компьютера в современном мире нельзя, а значит, задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы разнообразить досуг детей. Например, совершать совместные прогулки на природу, организовывать интересные и познавательные поездки. Было бы желание!
Меня, как врача, радует тот факт, что в школах введены дополнительные уроки физкультуры, практикуются посещения тренажерного зала. Занятия физической культурой и спортом способствуют физическому развитию подрастающего поколения.
НЕ ВСЕ ВКУСНОЕ — ПОЛЕЗНО
— Татьяна Николаевна, что включает в себя понятие — неправильное питание?
— Однообразное, неправильное питание влияет на развитие такого заболевания, как анемия. Большой вред организму наносят чипсы, сухарики, энергетические напитки и так далее, заменяющие полноценное питание. Отсюда и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Об этом мы постоянно беседуем на врачебных приемах как с детьми, так и с их родителями. Обычный, казалось бы, вопрос — что ты сегодня утром кушал? — многих вводит в замешательство. В лучшем случае дети завтракают бутербродами. Это — псевдозавтрак.
— Как же следует правильно питаться?
— К сожалению, редко кто из детей ест по утрам каши. Отрадно то, что в школах организовано полноценное питание, блюда самые разнообразные, вкусные. Но и дома необходимо правильно питаться. А это уже забота родителей, которые обязаны заложить основы правильного питания с самого раннего детства. В обед ребенок должен кушать суп и гарнир, обязательны легкий полдник и ужин. Перерывы между едой не должны превышать четыре часа. Следует держать детей подальше от фастфуда и других продуктов быстрого приготовления. Это, может, и вкусно, но чревато гастритом, а в будущем — язвой.
ПЕРЕУЧИЛИСЬ…
Одним из заболеваний, выявляемых неврологом, является вегетативная дистания. Кстати сказать, эта болезнь из года в год молодеет, диагноз ставится уже и в 5 лет. И вызывается она, как правило, стрессовым состоянием детей, предрасположенностью, экологией, атмосферой, царящей в семье, в школе. Кто-то спокойно переносит какие-то неудачи, а кто-то нервничает, раздражается, принимает все близко к сердцу. По этому поводу мы рекомендуем родителям, воспитателям, учителям, школьным психологам проводить с детьми соответствующие беседы. То есть в школу дети должны идти подготовленными, адаптированными к новым условиям.
— Нагрузка в школе на самом деле очень серьезная, детям порой приходится делать уроки до полуночи. Отсюда усталость, быстрая утомляемость…
— К сожалению, эта проблема имеет место быть. А ведь режим дня — залог детского здоровья. Только как его соблюдать при такой школьной нагрузке?! В норме на выполнение домашних уроков должно отводиться 3-4 часа. Однако задают столько, что в эти временные рамки просто нереально уложиться. Отсюда — стрессы. Кстати, такие заболевания, как гастрит, астма, язва, диабет, могут иметь и психологические корни. Занятия занятиями, но у ребенка обязательно должно быть время на отдых. Этот фактор, а также перечисленные выше вкупе позволят вырастить здорового ребенка, который свои первые шаги в школу сделает с букетом цветов, а не с букетом уже приобретенных болезней.
О.Цветкова.