В конце июня в районном Доме культуры народный театр «Саквояж» вышел на сцену с премьерой спектакля по пьесе Биляны Срблянович «Семейные истории» в постановке М.Милосердова и В.Василевской.
Действие «Семейных историй» происходит на одной из дворовых игровых площадок. Действующих лиц немного: большой мальчик Воин (М.Милосердов), большая девочка Милена (А.Осипова), маленький мальчик Андрия (Л.Трифонова) и маленькая девочка Надежда (А.Завьялова). Ничего не обычного не происходит в их маленьком мире, пока не появляется идея поиграть в «маму» и «папу». И вот здесь начинаются метаморфозы. Три сцены, три слепка с современных семей, ужасающих своей моралью и безнадежностью.
Как точно дети копируют родителей. Вот Воин, изображающий главу семьи, сидя за столом с «сыном» и распивая пиво, учит отпрыска уму-разуму.
— Запомни, сынок, умный человек ни при каких обстоятельствах не должен говорить то, что он думает.
Дальше – еще интересней. Моя хата с краю, человек человеку враг и так далее. И вся эта мораль выплескивается на маленького ребенка и постепенно пожирает его душу, делая мальчика бездушным и жестоким. Каждая сцена, каждая семейная история имеет трагический финал. Бунт ребенка – это ответная реакция на ту систему морали, которую проповедуют родители. Бунт страшный, безрассудный, превращающий мальчика в безжалостного садиста, не осознающего, что он совершает.
Весьма показательна сцена, в которой дети рассказывают свои сны. Создается впечатление, что это фрагменты фильмов ужасов, а не детские сновидения. Хочется крикнуть: «Остановитесь! Пока не поздно!»
Но оказывается, что поздно. Финал спектакля, к сожалению, не дает ни малейшей капли на надежду. И это страшно. Ведь хочется хоть немного веры, надежды, любви. А на сцене – полнейшая безысходность, усугубляют которую страшные кадры, проецируемые на экран. Даже образ маленькой девочки с символичным именем Надежда не дает зрителю ощущения этой самой надежды. Вот где можно было бы поставить оптимистическую точку, но автор пьесы решила «добить» зрителя историей Надежды, превратив ее в ужасающее своим садизмом откровение. И все. И на этой ноте заканчивается спектакль. Жаль. Все-таки театр тем и отличается от кинематографа, ставшего в последние годы сточной канавой нашей жизни, что дарит ощущение свободы от безнравственности и чернухи, нас окружающей. Хочется приходить в театр и уходить из него с чувством надежды, веры и любви. «Семейные истории» не дают этих ощущений, они их добивают. Да, надо вскрывать нарывы, но при этом излечивать. Здесь же и нарыв вскрыт, и смерть неизбежна.
При этом хочется отметить, что актерский состав великолепен и режиссура безупречна. У коллектива богатейший творческий потенциал, и растрачивать его на потребу времени все же не стоит.
Г.Николаева