Выборы 2024

Легенды и быль Николо-Теребенского монастыря

«Районная газета «Вести Максатихи» не раз писала о Николо-Теребенском монастыре, но все больше о его дне сегодняшнем. А ведь наверняка у этого чуда тверской земли есть свои легенды, какие-то спорные моменты истории. Не могли бы вы еще раз заглянуть в глубь веков, это было бы многим интересно», — из письма в редакцию. По мере возможностей выполняем эту просьбу.

Обаяние старины

Районный центр Максатиха расположен на севере Тверской области, недалеко от точки встречи границ Новгородской, Тверской и Вологодской областей. Это самые сокровенные русские земли — холмистая местность, которая чуть севернее переходит в Валдайскую гряду. Она, соединяясь с Северными Увалами, тянется до самого Урала. Здесь находится великий водораздел. В Максатихе реки начинают течь на север, в конечном итоге- в Северный Ледовитый океан. Есть в России такие одухотворенные уголки, которые привлекают не глянцевой роскошью, а тихим обаянием той самой русской православной старины, которая издревле вела за собой людские сердца, утешала и укрепляла в вере. Один из таких уголков можно увидеть в Тверской губернии — в трехстах километрах от Москвы.

В излучине прихотливо вьющейся среди соснового бора реки Молога раскинулся Николо-Теребенский монастырь. С берега виден лишь шпиль с золотым крестом — это колокольня Никольского храма ( на верхнем снимке), воздвигнутого в честь чудотворного образа Святителя Николая в 1836 году на месте прежнего деревянного храма. Церковь расписывали искусные мастера, среди которых наряду с иноками Николо-Теребенской обители трудились калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов и Алексей Васильевич Тыранов, а также известные живописцы Алексей Гаврилович Венецианов и Григорий Васильевич Сорока. К написанию удивительной красоты фресок на библейские мотивы ( на снимке) причастен знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов. При монастыре была духовная семинария. На клиросе в Никольском соборе пел знаменитый Фёдор Шаляпин. Здесь бывала и семья царя-мученика Николая II. При монастыре была большая библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг — и богословских, и художественных.

Легенды об истории обители

У этого монастыря удивительная история. По преданию еще в 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее для этого место, и, положив было уже на нём основание ей, поставил здесь свой образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо сходила отсюда, и всякий раз оказывалась в другом месте — недалеко от озера и реки Молога, где стояли пять берез и был водный «кладезь».

Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. Таким образом, на месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же, в вечное поминание себе и роду своему, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь. Вот с чего началась Теребенская обитель.

Согласно другому преданию, помещик села Теребина Обухов имел старинную икону Николая Чудотворца. Для нее он построил церковь. В смутное время междуцарствования обитель разорили поляки. В 1611 году поселился было здесь инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, не решили поселиться на развалинах. Они начали на месте разрушенной церкви возводить часовню. Расчищая место под строительство, неожиданно наткнулись на прежнюю чудотворную икону Святителя, которая был цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели в течение 40 лет, когда она лежала в земле в гниющих руинах. Больше всего обрадовались этому образу иноки и немедленно построили в честь Чудотворца вместо часовни целый храм, хотя небольшой и деревянный. Таким образом и возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной. Монастырю принадлежали обширные земельные владения, имелись мельницы, пекарня, приют для престарелых священнослужителей, ремесленные мастерские, скотный двор.

Заслуженная слава

До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, а монахов насчитывалось до сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян.

Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский столько же. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской — с пятью престолами. В 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Этот храм просуществовал до 1830 года. При том же игумене была возведена и новая церковь Александра Свирского — над восточными воротами, которую впоследствии разобрали, а в честь Александра Свирского освятили в середине ХVШ в. подземную церковь. Основание церкви Благовещения было заложено в 1706г. и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме — во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами.

Новую Благовещенскую церковь ( на снимке после реставрации-день сегодняшний) 9 мая 1882 г. заложил его Высокопреосвященство Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский.
Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположены попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых высшею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа. Сретенская церковь, которая, увы, не сохранилась, была устроена при игумене Мисаиле В 1756 г. и закончена в 1757 г. в царствование Елизаветы Петровны при строителе обители игумене Феодосие. Соборная церковь с колокольней — главный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. Пять куполов и глав. Колокольня о двух ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября его Высокопреосвященством Григорием.

Священные камни

В двух километрах от монастыря, за рекой Мологой, почти уже врос в землю очень старый камень, на котором отпечатался след ноги. Монолит многими столетиями именуют «следовиком», уверяя, что на нем — отпечаток ноги Спасителя или Марии, Божьей Матери. Как выполнен этот след — совершенно непонятно. Даже сегодня нет техники, чтобы изготовить подобный отпечаток. Как будто женщина наступила в жидкий цемент. Но камень-то гранитный! В монастыре склоняются к тому, что явление Теребенской иконы было возле этого камня: «След очень маленький, 35-го с половиной размера. Возможно, что это след Божией матери. Христос путешествовал по храмам с двенадцати лет, а в этом возрасте нога больше».
Как свидетельствуют очевидцы, камень-следовик способен вызывать непредсказуемые погодные явления, если человек приходит к нему из праздного любопытства. Уже давно замечено, что дотрагиваться до него нельзя — сразу портится погода, начинается дождь.

Рядом со следовиком, тоже в земле, есть камень неземного происхождения. В древности о силе этих мест слагались легенды. Неспроста в густых сосновых лесах подвизались десятки монахов-отшельников. Вода в этих местах особенная, «тяжелая», на реках — частые водовороты.

Целебные источники

Тверская земля, из недр которой берет свое начало великая русская река Волга, где плещутся воды свыше 500 больших и малых озер, прославилась и своими целебными источниками. Официально Тверская епархия Русской Православной Церкви — одна из старейших в России — признала наличие здесь 15 святых источников, хотя, если судить по народной молве, их в Верхневолжье гораздо больше. Каждый из них имеет свою историю, а о чудесных исцелениях святой водой вот уже несколько веков слагаются легенды, проверить и разгадать которые не раз пытались ученые.

Колодец в честь святой Параскевы, расположенный на территории Николо-Теребенского монастыря, известен еще с 1492 года. Замечено, что чаще всего сюда приходят женщины, и это не случайно. Ведь святая Параскева, которую по сей день ласково называют матушкой Пятинкой, является покровительницей женского труда, домашнего хозяйства. Раньше рядом с колодцем была часовня, построенная в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Но в годы атеистических гонений и колодец, и часовня были разрушены. Восстановили колодец только в 1999 году, а часовню — в 2003-ем. По словам местных жителей, целебная вода святого источника Параскевы Пятницы помогает больным, особенно с желудочными заболеваниями.
Николо-Теребенский монастырь называют чудом Тверской земли. И это чудо-главная достопримечательность Максатихинской земли.

Дата публикации: 21 марта, 2018



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x