Выборы 2024

Край вдохновения

kartina-1

Нигде в России нет такой прекрасной земли, как тверская. Для каждого художника, приезжающего сюда, она становится настоящим краем вдохновения. Что же говорить о тех, кто родился и вырос на этой земле. Имя нашего земляка художника Михаила Андреевича Кудрявцева мало кому известно не только в России, но и, к сожалению, даже в Тверской области, хотя его картины есть во многих музеях нашей страны, в том числе и в Тверской областной картинной галерее.

В 1882 году в Москве открылась Всероссийская художественная выставка. Она отличалась большим числом представленных работ, количеством художников. Наряду с работами известных мастеров кисти выставлялось много картин неизвестных авторов . Среди них были живописцы и графики, выходцы из низших сословий, путь которых в искусство был особенно трудным. Именно эта категория участников принесла на выставку большие темы, свежие идеи, новое письмо.

Широким вниманием пользовалась картина — этюд М. А. Кудрявцева «Смеющийся мальчик с гармоникой». Полотно воспринималось зрителями как одухотворенный образ. В статье «Двадцать пять лет русского искусства» эту работу отметил выдающийся критик тех лет В. В. Стасов.

Так, спустя 10 лет после смерти художника, выставка открыла его имя.

Михаил Андреевич Кудрявцев родился 1 ноября 1847 года в д. Спас-Забережье в семье крепостного. Уже в детском возрасте он выделялся среди крепостной крестьянской детворы большой любовью к рисованию. Он посвящал этому занятию каждую свободную минуту. Его детские рисунки были настолько талантливы, что помещик решил дать крепостному образование. С мальчиком занимались учителя, и уже значительно подготовленным в рисунке в 1864 году М. А. Кудрявцев блестяще выдерживает конкурсные экзамены в Петербургской Академии художеств.

17-летний юноша становится ее учеником. В те годы получили широкое распространение так называемые кружки саморазвития. Собираясь вместе, обычно по принципу землячества, молодые люди читали вновь вышедшие романы и повести, знакомились с новейшими критическими статьями, обсуждали самые животрепещущие вопросы политики и экономики. Каждая статья в журнале «Современник» вызывала горячий обмен мнениями. Среди учеников Академии художеств, естественно, особенно пылко обсуждались вопросы, связанные с искусством. Вскоре и М. А. Кудрявцев оказался участником одного из таких кружков. Основное ядро кружка составляли живописцы, среди их числа знаменитый впоследствии русский художник И.Репин. Стремление усовершенствоваться в искусстве привело к возникновению своеобразных рисовальных вечеров, где как бы продолжались занятия, начатые в академических рисовальных классах. Рисовали с натуры. Натурщиков не приглашали, не на что было. Да и не было нужды. Позировали по очереди. Впоследствии вечера эти стали регулярными. Основным развлечением была игра в городки в академическом саду.

Фактически все творчество М. А. Кудрявцева свершилось в Академии. Опередив многих сверстников, на втором году обучения Михаил Андреевич переходит в натурный класс. Он хорошо владел рисунком. Его учебные работы отмечают преподаватели. Частые поездки в родные места художник использует для натурных зарисовок. В ученические годы были написаны «Вид села Топальское», «Отдых нищих», «Сцена из деревенского быта», «Этюд крестьянина» (отца художника), «Этюд крестьянки» (матери художника) и другие пейзажные, жанровые и портретные работы , в том числе и портрет женщины.

В 1864 г. М. А. Кудрявцев получил в Академии за свои рисунки две малые серебряные медали, а в 1868 г. две большие серебряные медали за этюдные работы. Медалями награждали особо отличившихся учеников Академии. Это была очень престижная награда, которой отмечали самые лучшие ученические работы. С 1868 года ежегодно М. А. Кудрявцев начал участвовать в академических выставках.

В 1870 году на очередную выставку в Академию художеств он представляет картину «Смеющийся мальчик с гармоникой». Художник сумел запечатлеть крестьянского мальчика в момент его игры. Эта работа является одной из самых известных работ М.А. Кудрявцева. Именно в ней наиболее ярко раскрылось его мастерство. Известный отечественный критик и знаток искусства В. В. Стасов, упоминая среди прочих «Смеющегося мальчика с гармоникой» М. Кудрявцева, писал: «Это собственно этюды с натуры, и их никак нельзя поэтому ставить на одну доску с теми бесчисленными произведениями современной французской школы, где не только содержания никакого нет, но нет также выражения, никакого типа и характера и все состоит в одной внешней виртуозности живописи».

kartina-2

В 1871 г. за отличное исполнение по программе обучения Академии художеств картины на библейский сюжет «Каин и Авель» он получил золотую медаль.

Благотворительность помещика закончилась, и художник все чаще сталкивается с нуждой. Он работает по заказам. Зарабатывает на жизнь ретушированием фотографий, пока не ослабло зрение.

Он умер в неполные двадцать пять лет от чахотки 28 сентября 1872 года и был похоронен на родине в селе Топальское.

М. А. Кудрявцев не успел осуществить всех своих замыслов. Картин он написал немного. Большинство из них можно увидеть как в известных российских музеях, так и зарубежных. Самая известная из них — «Смеющийся мальчик с гармоникой» (1870 г). Эту картину в свою коллекцию приобрел В. П. Сукачев — российский общественный деятель, меценат, коллекционер, основатель Иркутской картинной галереи. Сейчас она находится в Государственном русском музее, а в Иркутском музее хранится вариант — повторение картины. Три этюда — «Этюд крестьянки», «Этюд крестьянина» и «Этюд священника» хранятся в Угличском государственном историко-архитектурном и художественном музее, куда они попали из Имения Тучковых — семьи видных военных деятелей времени Отечественной войны 1812 года и их потомков. Картина «Вид села Топальское» находится в Тверской областной картинной галерее. В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань) можно увидеть «Женский портрет» (1870 г.)

Местонахождение многих работ М. А. Кудрявцева неизвестно. Так картина «Деревенский мальчик» (1870г.) числится в сводном каталоге культурных ценностей, похищенных и утраченных в период второй мировой войны. В 1925 году несколько картин кисти М. А. Кудрявцева были обнаружены в Николо — Теребенском монастыре. Дальнейшая судьба их неизвестна. В наши дни на известных антикварных аукционах нет- нет, да и всплывут работы М. А. Кудрявцева. Так в 2012 году был выставлен на продажу его этюд «Шарманщик» (1860 г).

Таким земляком мы, максатихинцы, можем гордиться.

В. Русакова.

На фото: картины «Портрет женщины» и «Шарманщик».

Дата публикации: 25 марта, 2014



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x