О.И.Пищулина Политика Администрации Тверской области, как и Правительства России в целом, — социально ориентирована. В первую очередь, она нацелена на решение проблем в сфере здравоохранения и образования населения, поскольку государству нужны здоровые, образованные граждане. 

Многое удалось решить в ходе реализации национальных приоритетных проектов – поднять престиж профессий медицинских работников и учителей, оснастить  современным оборудованием больницы и школы, построить новые замечательные центры здоровья, такие как областной клинический перинатальный центр имени Бакуниной.

Совершенствование систем медицинского обслуживания и образования продолжится и в будущем году. И, пожалуй, наиболее сложными участками этой работы  являются сельские районы, куда  новые технологии, новые методики и новые специалисты приходят, к сожалению, медленнее. 

О том, как приблизить к жителям села необходимые  услуги, как на деле решаются в районах вопросы развития двух наиболее социально важных направлений  — здравоохранения и образования — наш разговор с заместителем губернатора Тверской области О.И.Пищулиной.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

— Ольга Ивановна! Районные больницы испытывают серьезную нехватку современного оборудования для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. Нет специализированных отделений. Что предпринимается для решения этой проблемы губернской властью?

— К сожалению, в нашей области высок уровень заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Эта тенденция наметилась не сейчас, а гораздо раньше, несколько десятилетий назад. Причин много: это и старение населения, и нехватка врачей и оборудования, и плохая работа организаторов здравоохранения, и многое другое.

Что касается первой причины – оттока молодежи – то это вопрос развития экономики, культуры, сферы досуга и спорта. В этом направлении есть сдвиги – в районах открываются новые предприятия, строятся физкультурно-оздоровительные комплексы, реконструируются объекты культуры и искусства. Но это – тема для другого разговора. Главным все же, на мой взгляд, является именно охрана здоровья человека.

Здесь есть два важнейших аспекта. Первый – очевидный – деятельность власти и медиков. В долгосрочную целевую программу «Развитие здравоохранения Тверской области на 2009-2011 годы» включена новая подпрограмма «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями» с объемом финансирования  в 111 миллионов рублей. Плюс финансовые средства Федерального бюджета – более 236 миллионов рублей.

В результате в Твери, Вышнем Волочке, Ржеве на базе районных учреждений здравоохранения сейчас организуются первичные сосудистые отделения. Готовятся  помещения, закупается и устанавливается медицинское оборудование, готовятся кадры, разрабатываются стандарты оказания медицинской помощи. Немаловажно, что и персонал прошел соответствующее обучение. Подчеркну: не формальное, а полноценное. Так что, случаев, когда оборудование простаивает, не будет. Контроль со стороны областной власти за этим будет очень жестким.

Разумеется, реализация столь масштабного проекта подразумевает некую цель. Она есть. Это – обеспечить выживание более 85% больных с инсультом в течение первого месяца заболевания, через 3 месяца – обретение полной физической независимости.

— Ваше видение укрепления кадрами сельского здравоохранения? Врачей узких специальностей не хватает даже в областном центре. Оправдывает ли себя система целевых направлений? Существует ли областная программа по привлечению врачей в муниципальные образования области?

— Вопрос очень важный, можно сказать, системообразующий для всей тверской медицины. Сегодня в лечебно-профилактических учреждениях области работает 6358 врачей и 11822 средних медицинских работника. С одной стороны – наша область обеспечена специалистами лучше, чем в среднем по России. Однако, в такой сфере, как здоровье населения, на «среднюю температуру по больнице» ориентироваться нельзя. Речь ведь не о станках и машинах идет – о людях.

Что мы видим? Количество специалистов в стационарных отделениях медицинских учреждений – то есть, в больницах, – выше, чем необходимо по нормативам. А в поликлиниках,

наоборот, ниже. То есть, поликлиники перегружены, а в ряде ЦРБ койки простаивают. Хотя ведь всем понятно, что болезнь надо лечить в зародыше, а не доводить до клинической стадии.

Что касается узких специалистов, то их штатная численность зависит от обслуживаемого населения. Это – данность. И высокопрофессиональный узкий специалист едва ли согласится  работать на 0,25 или 0,5 ставки в малочисленном районе. Поэтому сегодня первичную помощь по таким специальностям как офтальмология, оториноларингология, неврология, эндокринология и т.д. должны брать на себя врачи общей практики. При необходимости более детального осмотра пациента или при возникновении сложных случаев есть возможность направить пациентов в межрайонные центры, созданные при крупных ЦРБ. Высококвалифицированную помощь пациенты могут получить и в областной клинической больнице, где имеется полный объем специалистов.

Чтобы привлечь специалистов для работы в поликлиниках, в нашей области установлены региональные надбавки стимулирующего характера отдельным категориям специалистов (врачам общей врачебной практики, кардиологам). Очень важную роль играет и целевая подготовка. Ежегодно в Тверскую государственную медицинскую академию по целевому направлению поступают 80-85 человек из муниципальных образований нашей области, из них возвращаются процентов 70-75. А ведь раньше – лет пятнадцать назад – и пять-десять человек в муниципальные образования калачом было не заманить.Да и калача не было такого.

— Каковы перспективы развития системы здравоохранения в малонаселенных  районах? Почему одну и ту же медицинскую услугу, например УЗИ, можно получить бесплатно по очереди, а платно – в любое время?

— Отвечу по пунктам. Первое. Как я уже говорила, наполнить штат каждой сельской больницы и поликлиники всеми необходимыми специалистами сложно. И это не только в России – во всем мире. Поэтому для малонаселенных районов приоритетным является приближение первичной медико-санитарной помощи к населению за счет развития сети офисов врачей общей практики. То есть: врач общей практики, который сегодня под рукой имеет всё необходимое оборудование и технику, может и должен лечить неопасные основные болезни, предотвращать осложнения, а также выявлять на начальном этапе угрозу возникновения серьезных заболеваний. После чего больной должен направляться на лечение в оснащенную клинику. И отправляться – вовремя.

А теперь по второму пункту вопроса. О платных услугах. Четко заявляю: за плату оказываются только те услуги, которые не указаны в перечне территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

И еще: оказание платных услуг должно осуществляться только в свободное от основной работы время. Диагностические исследования на платной основе, в том числе ультразвуковое исследование, можно получить в специально выделенные для платного приема часы. Или – в специально организованных для платного приема кабинетах, в которых, как правило, очередей не бывает. И уж тем более недопустимо, если аппарат УЗИ работает только, что называется, «за деньги». С каждым таким случаем будем разбираться. Обращайтесь в администрацию области в общественную приемную по телефону  (4822) 34-32-43

И последнее. Скорая медицинская помощь всем гражданам должна оказываться бесплатно. Без исключений.

— Когда возобновится продажа лекарственных средств непосредственно в сельских ФАПах? Почему возникают трудности с приобретением лекарств льготными категориями граждан, например диабетиками?

— С 1 сентября 2010 года уже вступил в силу Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», разрешающий розничную продажу лекарств медицинскими работниками в сельских учреждениях здравоохранения — на фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), в офисах врачей общей практики. Продажа лекарственных средств будет осуществляться в 26 сельских амбулаториях, 51 офисе врача общей практики и 509 ФАПах – уже с начала будущего года.

В настоящее время во многих муниципальных образованиях (Конаковский, Кимрский, Старицкий, Рамешковский, Кашинский, Осташковский, Калининский и другие районы) реализация медикаментов сельскому населению осуществляется медиками по договорам доставки с аптечным учреждением.

Теперь о льготных лекарствах. Ситуация с препаратами для диабетиков. До 85% средств, выделенных на закупку сахароснижающих препаратов, приоритетно расходуется на препараты инсулина (44,53 млн. руб. — 2009 г., 49,47 млн. руб. – 2010г.). По поручению Губернатора Тверской области предусмотрено  создание резервного запаса сахароснижающих средств из расчета 10% от общей потребности в противодиабетических препаратах. Будет произведена детальная выверка регистров больных сахарным диабетом, усилен контроль и установлена персональная ответственность должностных лиц за организацию лекарственного обеспечения больных на всех уровнях. Это практически полностью покрывает потребность больных диабетом нашего региона. Лекарств же в таблетках не хватает. Что делать? Только одно – ежегодно увеличивать финансирование  льготного лекарственного обеспечения. Что мы и делаем – в будущем году объем средств на эти цели по сравнению с нынешним годом возрастет почти на 20 миллионов рублей и составит 245 млн. руб. Для лекарственного обеспечения региональных льготников из областного бюджета в 2010 году было выделено 225,5 млн. руб. На эти деньги закуплены лекарственные препараты для лечения многих социально значимых заболеваний: сахарного диабета (на сумму 60,9 млн. руб.), онкологических и онкогематологических заболеваний (на сумму 61,2 млн. руб.), бронхиальной астмы (на сумму 6,9 млн. руб.), психических расстройств (на 25,1 млн. руб.) и других.

С 2008 года за счет областного бюджета по ряду заболеваний бесплатными медикаментами обеспечиваются дети до 3-х лет и дети из многодетных семей до 6-ти лет.

За прошедший период 2010 года за счет областного бюджета отпущено лекарственных средств на 183 932,06 тыс. рублей.

И еще одно. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем жителям области. Уважаемые земляки! Каждый из вас должен понимать: отказ от социального пакета в пользу денежной компенсации федеральными льготниками делает невозможным получение бесплатных лекарств за счет средств областного бюджета. То есть, компенсацию вы получите однократно, а получать бесплатные лекарства не сможете целый год. Это – требование закона. Так что, подумайте как следует.

И еще одно: сегодня очень важны не только усилия, предпринимаемые «сверху». Важно, чтобы ответственность за свой образ жизни осознал каждый конкретный человек. Иначе — все реализуемые меры не будут иметь достаточного эффекта, действуя отдельно от своего главного объекта, человека. То есть, сами люди должны начать полноценно заботиться о своем здоровье.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

— Количество бюджетных мест в высших учебных заведениях области, например в ТГУ, сокращается. Получается, что специалистом с высшим образованием можно стать только при наличии богатых родителей. Как быть, если ты  умный, талантливый, но бедный?

— Извините, но с логикой Вашего вопроса согласиться не могу. Я лично не вижу проблем для молодых людей. Даже более того: если ранее уровень преподавания, скажем, иностранного языка, в отдельных школах в районах области ставил непроходимый барьер перед абитуриентами на многие специальности, то сейчас прием осуществляется на конкурсной основе, на основании результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальностям. В связи с этим выпускники имеют равные возможности для поступления в учебные заведения профессионального образования любого уровня. У талантливого молодого человека баллы вряд ли будут низкими. Так что, каждый волен выбрать свой путь – главное не ошибиться и хорошо учиться в школе.

Есть и еще одно направление: контрактная целевая подготовка специалистов, когда предприятие или организация направляют молодого человека на обучение, оплачивают его, а потом предоставляют специалисту место в своей фирме.

— Ольга Ивановна! Но вопрос о трудоустройстве молодежи по-прежнему остается актуальным. Работодатели предпочитают брать людей с опытом. Где же ему взяться у молодых специалистов – выпускников ВУЗов, ССУзов, ПУ?

— Так обстоит дело далеко не везде. Напротив, как мне известно, многие новые предприятия предпочитают брать именно молодежь, как людей, наиболее способных и готовых к обучению.

Разумеется, это – не стихийный процесс. Сегодня в Тверской области активно развивается система социального партнерства образовательных учреждений с предприятиями и организациями региона. Ежегодно более 500 предприятий и организаций различных форм собственности заключают договоры на подготовку кадров по востребованным профессиям. Предприятия-партнеры  охотно берут обучающихся к себе на практику, тем самым, давая ребятам первоначальные навыки профессии. А затем – и устраивают молодых людей у себя на постоянной основе.

— Как скажется на работе наших сельских школ и дошкольных учреждений предполагаемое Министерством образования и науки сокращение педагогических кадров?

— В Тверской области сокращение педагогических кадров не планируется.

— Тверская область успешно осуществляет проект «Наша новая школа», во многих учебных заведениях созданы информационные центры, кабинеты здоровья. Как все это сказывается на росте интеллекта и укреплении здоровья подрастающего поколения?

— «Кабинеты здоровья» — это координационные центры формирования здорового образа жизни школьников. Школа призвана прививать детям позитивное и ответственное отношение к своему здоровью.

Причем, занятия должны проводиться не только для учеников, но и для родителей, педагогов. Мамы и папы  в кабинетах здоровья могут получить консультации различных специалистов по вопросам организации правильного режима и питания школьников, узнать способы эффективной подготовки к экзаменам, познакомиться с психологией и поведенческими особенностями подростков. Для учителей проводятся тренинги по борьбе со стрессом, ведутся консультации специалистов по вопросам изучения интересов и потребностей современной молодежи.

Еще один проект – «Создание сети  информационных центров базовых школ Тверской области». Сейчас в наших школах проходит процесс интеграции информационных центров в образовательный процесс. Это позволяет обеспечить переход обучения на качественно новый уровень, формировать у ребят навыки социальной компетентности,  самостоятельной работы с информацией.

— В результате успешного претворения в жизнь демографического проекта количество маленьких жителей области за последние годы значительно выросло. А вот количество мест в дошкольных учреждениях, наоборот, значительно сократилось. Почему не состыковываются цифры прироста населения с количеством мест в детских садах и яслях?

— Давайте разделим две составляющие. А именно: рост рождаемости и снижение смертности начались в середине 2000-х годов. Кстати – впервые за 40 с лишним лет. А сокращение мест в детсадах случилось в середине 90-х годов прошлого века, во время хронических невыплат зарплат и пенсий. Сейчас мы восстанавливаем утраченное.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» предоставление дошкольного образования отнесено к полномочиям местных органов. Но понятно, что отпускать вопрос на самотек нельзя: необходимы помощь, четкий контроль и не менее четкая координация. Поэтому сейчас во всех муниципальных образованиях разработаны и реализуются соответствующие программы, которые, в свою очередь, связаны с программой региональной.

В результате совместных действий Администрации области и муниципальных образований за 2007-2009 годы введено 3205 дополнительных  мест для дошкольников. План 2010 года — ввод 1925 дополнительных мест.

Есть распространенное заблуждение, на которое порой ссылаются чиновники на местах в муниципалитетах, сочиняя очередные отписки на письма родителей: дескать, рады бы, да помещений подходящих нет. Чиновникам – авторам отписок- могу посоветовать одно: больше заниматься непосредственно работой, иначе сочинительство подобных опусов может привести очень скоро к неприятностям. Вопрос находится на личном контроле Губернатора Д.В. Зеленина.

— Большое спасибо, Ольга Ивановна, за интересную беседу и исчерпывающие ответы!

Записала Галина ТИТОВА