Валентин Сидоров, «Никогда не брал деньги в микрофинансовой организации, но недавно мне стали звонить люди, представляющиеся сотрудниками МФО, и требовать, чтобы я отдал долг. Как мне избавиться от необоснованных претензий»?

Отвечает заместитель управляющего Отделением Тверь ГУ Банка России по ЦФО Вадим Вадимович Тетин.

Если вы не заключали договор займа и денежные средства не получали, значит, вероятнее всего, вашими паспортными данными воспользовались мошенники и обманным путем получили деньги от вашего имени. Чтобы разобраться в ситуации, необходимо обратиться в МФО, которая требует от вас вернуть долг, с заявлением о проведении проверки. Также необходимо направить жалобу в Банк России (например, через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru) и в Федеральную службу судебных приставов.

По статистике за I полугодие 2018 года около 10% жалоб граждан в Банк России, касавшихся МФО, были связаны с оспариванием факта заключения договора (мошенничество, в том числе исправление/оспаривание кредитной истории при наличии в ней недостоверных данных).

Банк России, получив обращение от гражданина, выяснял все обстоятельства и взаимодействовал с микрофинансовой организацией. Если обнаруживалось, что речь шла об МФО, а не о нелегальном кредиторе, то МФО проводила свою проверку. После чего она аннулировала действие договора займа, а также обращалась с заявлением в правоохранительные органы. Пострадавшему микрофинансовая организация направляла письмо с разъяснениями ситуации и извинениями.

Добавим, что привлечение к уголовной ответственности мошенников, нелегальных кредиторов, относится к компетенции правоохранительных органов, поэтому в подобных случаях нужно незамедлительно обратиться с заявлением в полицию.